Региональные программы в сфере обращения с отходами
Регулирование процессов обращения с отходами на территории Самарской области является одним из приоритетных направлений региональной и муниципальной экологической политики.
Среди основных направлений обеспечения экологической устойчивости региона в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года определены:
- утилизация, обезвреживание, экологически безопасное захоронение и  размещение отходов производства и потребления;
 - ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным  требованиям полигонов отходов, несанкционированных свалок, отстойников,  хранилищ химического оружия;
 - развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов путем строительства и модернизации заводов по переработке отходов, мусоросортировочных и перегрузочных станций, полигонов отходов.
 
Вместе с тем, оптимизация процессов обращения с отходами производства и потребления не может быть достаточно успешной без привлечения к этому процессу финансовых, технологических, технических и организационных возможностей экологически ориентированного бизнеса.
Для стимулирования этого процесса, а также в целях реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и увеличение их использования в качестве вторичных материальных ресурсов на территории области, разработана и утверждена областная целевая программа «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области на 2010 – 2012 годы и на период до 2020 года».
В основу программы заложен кластерный подход к построению единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, в наибольшей степени соответствующий приоритетным направлением обеспечения реализации целей, определенных стратегическими документами Российской Федерации и Самарской области. По мнению разработчиков программы именно такой подход позволяет сконцентрировать для решения комплекса задач в сфере управления отходами необходимые финансовые, организационные, технические и научные ресурсы, привлечь значительные объемы внебюджетных инвестиций.
Программа реализуется в два этапа:
I этап: 2010-2012 годы - планируется создание организационных механизмов реализации Программы, проведение эксперимента по раздельному сбору ТБО в населённых пунктах муниципальных районов Самарской области, создание генеральных схем очистки территорий городских округов, муниципальных районов и Самарской области в целом, а также начало проектирования и строительства первоочередных объектов обращения с отходами на территории муниципальных районов Самарской области
II этап: 2013-2020 годы – планируется реализация комплекса мер, направленных на создание производств по переработке вторичных ресурсов, и ликвидация мест несанкционированного размещения отходов на территории городских округов и муниципальных районов Самарской области. Кроме того, на втором этапе предполагается корректировка программных мероприятий с учётом итогов реализации первого этапа Программы.
Целевые индикаторы Программы
| 
 № п/п  | 
 Наименование целевого индикатора (показателя)  | 
 Единица измерения  | 
 Значение целевого индикатора (показателя) по годам  | 
||||
| 
 2009 (оценка)  | 
 2010  | 
 2011  | 
 2012  | 
 2020  | 
|||
| 
 
  | 
 Цель: совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов в экономике Самарской области  | 
||||||
| 
 
  | 
 Задача: модернизация системы обращения с отходами производства и потребления на территории Самарской области 
  | 
||||||
| 
 1.  | 
 Количество населённых пунктов, охваченных системами сбора и удаления отходов, по отношению к общему количеству населенных пунктов Самарской области  | 
 Процентов  | 
 16,8  | 
 16,8  | 
 16,8  | 
 16,8  | 
 100  | 
| 
 
  | 
 Задача: проектирование и строительство объектов обращения с отходами на территории муниципальных образований  | 
||||||
| 
 2.  | 
 Доля коммунальных отходов, размещаемых в природной среде  | 
 Процентов  | 
 82,8  | 
 82,8  | 
 82,8  | 
 82,8  | 
 67,2  | 
| 
 3.  | 
 Количество объектов размещения ТБО, соответствующих современным требованиям природоохранного законодательства  | 
 Единиц  | 
 3  | 
 3  | 
 3  | 
 3  | 
 28  | 
| 
 
  | 
 Задача: создание условий для развития производств по использованию вторичных ресурсов на территории Самарской области с использованием механизмов государственно-частного партнёрства  | 
||||||
| 
 4.  | 
 Доля коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов  | 
 Процентов  | 
 17,2  | 
 17,2  | 
 17,2  | 
 17,2  | 
 32,8  | 
| 
 
  | 
 Цель: улучшение санитарного и экологического состояния территории муниципальных образований Самарской области  | 
||||||
| 
 
  | 
 Задача: ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов и рекультивация техногенных массивов  | 
||||||
| 
 5.  | 
 Количество несанкционированных мест размещения ТБО  | 
 Единиц  | 
 503  | 
 503  | 
 503  | 
 503  | 
 0  | 
| 
 6.  | 
 Объём нефтешламов, извлеченных из накопителей углеводородсодержащих отходов, не имеющих собственников, и переработанных в продукты  | 
 тыс. м 3  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
 200  | 
Механизм реализации программных мероприятий
Ориентировочные объемы финансирования Программы по этапам реализации
| 
 Источник финансирования  | 
 Объём финансирования Программы, тыс. рублей  | 
||||
| 
 Всего  | 
 в том числе  | 
||||
| 
 I этап  | 
 II этап 2013-2020 гг.  | 
||||
| 
 2010 г.  | 
 2011 г.  | 
 2012 г.  | 
|||
| 
 Бюджет Самарской области  | 
 4 022 773,4  | 
 24 264  | 
 24 900  | 
 375 974,1  | 
 3 597 635,3  | 
| 
 Бюджеты муниципальных образований  | 
 197 333,2  | 
 14 236  | 
 0  | 
 41 449,3  | 
 141 647,9  | 
| 
 Внебюджетные средства  | 
 4 044 641,8  | 
 20 000  | 
 35 000  | 
 212 084  | 
 3 777 557,8  | 
Управление и контроль за реализацией Программы
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (государственный заказчик Программы). Государственный заказчик Программы осуществляет координацию деятельности основных исполнителей в ходе реализации Программы, а также ее правовое и методическое обеспечение.
Ожидаемые результаты Программы
В результате реализации отдельных мероприятий Программы будет:
- к 2015 году 100% населённых пунктов Самарской области обеспечено  системами сбора и удаления отходов, соответствующих  требованиям  природоохранного законодательства;
 - сокращение доли коммунальных отходов, размещаемых в природной  среде,  с 82,8 до 67,2%;
 - увеличение количества объектов размещения твёрдых бытовых отходов,  соответствующих современным  требованиям, с 3 до 28;
 - увеличение доли коммунальных отходов, использованных в качестве  вторичных материальных ресурсов, с 17,2 до 32,8%;
 - ликвидация  несанкционированных мест размещения твёрдых бытовых  отходов  к 2017 году;
 - доведение объёма нефтешламов, извлеченных из накопителей углеводородсодержащих отходов, не имеющих собственников, и переработанных в продукты, к 2020 году до 200 тыс. м3.