Экология в приказном порядке

 

 

                                                         

 

 

Иностранные компании, занимающиеся экспресс-доставкой, активно вкладывают средства в развитие «зеленых» технологий. Покупают для транспортировки грузов автомобили с меньшим расходом топлива, переходят на альтернативные виды энергии и борются с токсичными материалами.

 

 

 

Не первой необходимости

 

В России об ухудшении экологической ситуации говорят часто, но в большинстве случаев только на уровне тезисов и деклараций. Компании и корпорации, громко заявляющие о собственных инициативах в экологической сфере, как правило, далеки от реальных дел. Если отмести пресс-релизы о посаженных в торжественной обстановке деревьях, окажется, что не так много предприятий выступают с инициативами, соответствующими европейской практике.

 

 

Компания экспресс-доставки DHL запустила сервис GoGreen, суть которого в том, что DHL подсчитывает количество выбросов СО2, произведенных при транспортировке каждого груза с момента его приема и до доставки получателю. Клиент может заплатить на 3% больше, чем следует из стандартных тарифов, и DHL инвестирует собранные деньги в программы защиты климата по всему миру. В числе таких проектов — использование солнечной энергии и восстановление лесов. Как пояснили в DHL, в настоящее время идет процесс запуска GoGreen в России, о каких-то результатах можно будет говорить через несколько месяцев.

 

 

Впрочем, уже сейчас можно предположить, что часть клиентов воспользуются предложением хотя бы из соображений PR. Каждый участник программы получает ежегодно сертификат с указанием объема углекислого газа, вред от которого благодаря ему был нейтрализован. Неплохой документ для создания репутации.

 

 

По мнению директора мультимодального направления STS/RLS Logistics Алексея Дорохова, экологические аспекты деятельности актуальны для тех логистических компаний, которые работают или планируют работать с зарубежными клиентами. В тендерах на поставку логистических услуг такие клиенты в обязательном порядке просят указать, как претендент участвует в жизни общества, заботится об окружающей среде. Причем формальные отписки не пройдут — необходимо описывать свою практику детально. «Например, мы всегда отмечаем, что пытаемся максимально загрузить свои машины в обратный рейс, что снижает их общий пробег, а значит, и объемы выбросов выхлопных газов. На эту же цель работает и использование машин с двигателем внутреннего сгорания не старше определенного «возраста»»,— объясняет эксперт.

 

 

Пресс-атташе экспертного совета при комитете Государственной думы по бюджету и налогам Константин Пискун, имеющий многолетний опыт работы в транспортном бизнесе, говорит, что для отечественных компаний актуальны главным образом вопросы экономической эффективности. «Мне ни разу не приходилось сталкиваться с клиентами, кто при проектировании цепей поставок указывал бы на необходимость перевозки в соответствии с принятыми экологическими стандартами. Не слышал я о подобных требованиях клиентов и от своих коллег»,— отмечает Пискун. По его наблюдению, основные критерии, которыми в своей работе руководствуются логистические операторы на отечественном рынке,— время нахождения груза в пути и стоимость транспортировки. И даже в XXI веке вопросы охраны экологии для России все еще остаются экзотикой. Причина — в первую очередь низкие экономические стимулы для тех, кто соблюдает установленные экологические стандарты.

 

 

Однако, по мнению Алексея Дорохова, рано или поздно российские логистические операторы все равно начнут решать проблемы, связанные с ухудшением экологической ситуации. «В развитых странах у транспортно-логистических компаний примерно одинаковый сервис и схожие цены, участники отрасли друг на друга во многом похожи. Но выделяться чем-то надо, поэтому предприятия делают акцент на своей заботе об окружающей среде,— говорит он.— И это работает, поскольку репутация и социальная ответственность компании в развитой и структурированной бизнес-среде играют важную роль. В России пока конкурировать можно за счет сервиса, цены, скорости и прочих факторов. Однако рынок все равно со временем будет насыщен предложением высокого качества, так что и экологический PR будет востребован».

 

 

Вице-президент Европейско-Азиатского транспортного союза Юрий

 

 

Щербанин, в свою очередь, вспоминает историю о том, как европейские страны несколько лет назад ввели ограничения по уровню шума авиационных двигателей. Наши авиакомпании тогда думали, что смогут решить проблему, не прибегая к конструктивным мероприятиям и техническим мерам по снижению шумов. Оказалось, однако, что придется требования европейцев выполнять. «Учитывая, что логистические компании России в основном обслуживают внешнюю торговлю, которая больше чем наполовину завязана на ЕС, то придется все-таки перенимать западные стандарты ведения бизнеса. А они включают помимо прочего поиск и внедрение решений, снижающих воздействие на окружающую среду. Это реальность завтрашнего дня, и отечественным компаниям к ней надо готовиться»,— полагает Щербанин.

 

 

Залог успеха

 

 

Забота об экологии в Европе, США и Японии серьезно усилилась в эпоху дорогой нефти и нефтепродуктов. Без использования углеводородного сырья не обходится ни один современный вид транспорта, поэтому неудивительно, что подавляющее большинство инициатив экологической направленности касается именно сокращения выбросов углекислого газа, то есть непосредственного или опосредованного уменьшения объемов потребляемых нефтепродуктов.

 

 

Так, японская судоходная компания «K» Line установила на отдельных судах компьютерную систему, которая на основе постоянного мониторинга погодных и гидрографических условий оптимизирует работу двигателя, что также приводит к уменьшению объемов вредных выбросов в атмосферу на 1%. Из этой же серии — проект правительства Канады и администрации порта Принс-Руперт. Приходящим в порт судам-контейнеровозам с берега будет подаваться на борт электричество, что позволит им заглушать свои двигатели и таким образом на какое-то время прекращать загрязнение воздуха.

 

 

Оператор экспресс-доставки UPS недавно приобрел 130 машин с гибридным двигателем, которые в год будут потреблять на 66 тыс. галлонов топлива (35%) меньше и выделять на 671 метрическую тонну СО2 меньше, чем транспорт с двигателем внутреннего сгорания. Размер «сэкономленных» выбросов эквивалентен объему выхлопов, который приходится в год на 128 легковых автомобилей.

 

 

Немецкий перевозчик Deutsche Bahn Schenker Rail некоторое время назад впервые в европейской железнодорожной отрасли предложил способ переправки грузов, полностью исключающий выброс углекислого газа. В рамках проекта Eco Plus компания получает электричество для своих электровозов из возобновляемых источников энергии, причем за счет дополнительных сборов с клиента, чьи машины перевозит,— автоконцерна Audi. Десятая часть доходов от Eco Plus тратится на строительство заводов по производству альтернативной энергии. Всего же Deutsche Bahn в рамках своей программы по защите климата намерен к 2020 году сократить выхлоп углекислого газа от своих операций по всему миру на 20% по сравнению с 2006-м.

 

 

Зарубежные компании реализуют свои «зеленые» идеи на системной основе, постоянно работая над ними, так же, как они каждый день разрабатывают и претворяют в жизнь свою производственную, финансовую или кадровую стратегию. Внедрение новых, более чистых технологий для них является таким же рутинным делом, как производство и продажа услуг. И не в последнюю очередь — действенным маркетинговым инструментом.

 

 

www.kommersant.ru