Экология энергетики: укрепление правом

 

 

 

Глобальный энергоэкологический кризис, разразившийся в начале ХХI века,

 ставит перед человечеством необходимость решения проблем,

 связанных с увеличивающимся разрывом между растущим спросом на энергоресурсы

 и ограниченными возможностями использования ископаемых запасов.

 

 

 

 

                            

 

 

 

Буквально на днях завершился саммит в Киеве. На форуме, приуроченном к 25-летию аварии на Чернобыльской атомной электростанции, самой крупной техногенной катастрофы прошлого века, обсуждены вопросы безопасного и инновационного использования ядерной энергии, укрепления режима нераспространения. Участники саммита высказались за соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия, о праве государств на использование ядерной энергии в мирных целях, о необходимости усиления ядерной безопасности и привлечения широкого круга стран к инновационным процессам в сфере ядерной энергетики.

 

 

 Сегодня человечество вновь столкнулось с техногенной катастрофой на АЭС «Фукусима». Уровень радиации на станции, как отмечают эксперты, превысил норму в тысячи раз. Уже заявлено, что уровень опасности на Фукусиме повышен до 7-го, что равносильно взрыву и послед­ствиям Чернобыльской атомной станции.

 

 В настоящее время в мире действует 191 атомная станция, где вырабатывается 14% всей производимой электрической энергии. Строительство атомных станций продолжается. К примеру, только в Южной Корее планируется запустить к 2030 году до 40 ядерных блоков. Мировая атомная энергетика сегодня работает по технологии медленных нейтронов на основе изотопа урана 235, запасы которого будут исчерпаны к концу данного века. В связи с этим использование реакторов на быстрых нейтронах, ориентированных на изотоп урана 238 с периодом полураспада в 4,5 млрд. лет, представляется в перспективе безальтернативным.

 

 

 Есть и другая составляющая, которая также требует не меньшего внимания. Это закрытие АЭС и утилизация отработанного топлива, выведенного из эксплуатации ядерного реактора. К примеру, только Казахстан в течение года в связи с консервацией реактора БР-350 в Актау на Каспии перевез ядерные материалы, которые могли быть использованы для создания свыше 770 атомных бомб. Транспортировка совершена из пункта, считавшегося уязвимым для террористической атаки, на новый, хорошо охраняемый объект. Это 11 тонн высокообогащенного урана и 3 тонны плутония.

 

 В мировом же масштабе количество отработанного топлива на сегодня представляет собой огромную цифру. В этом смысле казахстанская инициатива в деле утилизации ядерного топлива должна служить примером для других государств. И здесь следует уделить внимание правовым основам взаимодействия, законодательство в этой сфере должно выступить в числе главных составляющих глобальной энергоэкологической стратегии. Документы, подобные Конвенции «О физической защите ядерного материала и ядерных установок», которую недавно ратифицировал Казахстан, должны формировать единую правовую базу межгосударственной кооперации. Необходимо, на мой взгляд, создать международную комиссию, экспертную службу, которые бы инспектировали объекты АЭС на предмет соблюдения стандартов при их строительстве и дальнейшей эксплуатации с учетом возможных природных катаклизмов, вероятных террористических действий.

 

 Другими словами, проблемы энергетики и экологии должны быть урегулированы нормами международного права, которое является важным шагом в укреплении сотрудничества государств в этом направлении, выработки комплексных подходов и действий на уровне межгосударственных соглашений.

 

 В поиске путей преодоления энергоэкологического кризиса сегодня превалирует мнение приверженцев новых технологий производства чистой энергии. Президент США Барак Обама, выступая в 2009 году на ежегодном собрании Национальной академии наук, подчеркивал, что «страна, которая в XXI веке станет мировым лидером в производстве чистой энергии, будет и лидером глобальной экономики века».

 

 В решении проблем, связанных с увеличивающимся разрывом между растущим спросом на энергоресурсы и ограниченными возможностями использования ископаемых запасов, Казахстан уделяет большое внимание вопросам снижения экологических нагрузок и нерационального использования углеводородов в качестве энергоносителя. Включение в процессы разрешения общемировых экологических проблем предполагает прежде всего защиту своих национальных интересов и учет новых реалий во взаимоотношениях природы, экономики и общества в целом.

 

 

 Как известно, Президент Нурсултан Назарбаев на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2007 году предложил разработать Глобальную энергоэкологическую стратегию и обсудить ее на Всемирном саммите по устойчивому развитию «РИО-20» в 2012 году. Эта глобальная стратегия, подчеркивает Глава нашего государства, должна опираться на реальные стратегии энергоэкологического партнерства цивилизаций, инновационно-технологического прорыва, радикального экономического обновления, принципиально новых энерготехнологий.

 

 Провозглашая «энергоэкологический императив из будущего», Глава нашего государства называет пути решения энергоэкологической проблемы. Это инновационное развитие существующих энерготехнологий, инновационное развитие имеющегося задела в возобновляемой и альтернативной энергетике, разработка принципиально новых энерготехнологий. При этом Президент подчеркивает, что «все это может быть достигнуто только при том условии, если главнейшим приоритетом государства станет развитие человеческого потенциала, опирающееся на качественный подъем системы образования и всемерную поддержку науки и изобретательства».

 

 

 Выступая на Экономическом форуме в 2010 году в Астане, Глава нашего государства отметил, что «мир нуждается в новых, экологически безопасных технологиях, быстром обмене ими и более широком использовании возобновляемых источников энергии». Инициатива Казахстана по созданию новой экологической декларации, так называемого «зеленого моста» между Европой и Азией, нацелена на развитие «зеленой экономики». Известно, что для развития возобновляемой энергетики необходимо создать благоприятные рыночные условия, одним из которых является «зеленый» тариф. В настоящее время «зеленый» тариф используется в более чем 60 странах мира, в числе которых – Австралия, Бразилия, Австрия, Южная Африка, Китай, Республика Корея, Канада, США, Бельгия, Венгрия.

 

 Важной частью новых энерготехнологий, новой энергоэкологической стратегии является восстановление и развитие мирового лесного хозяйства, своеобразных «легких» нашей планеты. Охрана и реабилитация типичных ландшафтов, заповедников и национальных парков тоже вносит весомый вклад в сохранение естественного равновесия в природе, ее восстановления от разрушений, вызванных деятельностью человека. Широкое использование солнечной энергии – природного ядерного реактора, энергии которой хватит на миллионы лет, тоже является императивом будущего.

 

 Завершая разговор, хочу привести еще одну цитату из выступления нашего Президента на Экономическом форуме 2010 года в Астане: «Среди наиболее актуальных, животрепещущих для всего человечества проблем выдвигается энергоэкологический кризис, который поставил под сомнение возможность создания сбалансированной энергетической безопасности и сохранения окружающей среды». В этих словах, полагаю, сформулирована общая задача, в решении которой должно участвовать все мировое сообщество.

 

 

 

www.eco-pravda.ru