Программная экономия

Эксперты признают, что энергосбережение становится все более актуальным для России. Предприятия и население пока уделяют этому недостаточно внимания, но научиться экономить придется

 

Запрограммировано

 

Проект государственной программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в РФ до 2020 года» в начале мая был передан на согласование в Минфин. Эта программа задумана президентом России Дмитрием Медведевым как одна из мер по сокращению энергоемкости российского ВВП на 40% в 2020 году от уровня 2007 года. Первоначальная стоимость десятилетней программы без учета развития возобновляемой энергетики оценивалась Минэнерго в 10,5 трлн руб., из них 840 млрд руб. до 2020 года планировалось выделить из федерального бюджета, порядка 950 млрд руб.— из бюджетов субъектов РФ, остальные деньги предполагалось привлечь с рынка. Экономический эффект от реализации программы, по оценкам министерства (с чем соглашаются и независимые эксперты, в частности представители профильных структур ООН), впятеро превысит затраты на ее выполнение.

 

В докладе, представленном директором департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго Сергеем Михайловым осенью 2009 года, сказано, что Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергии. В абсолютных объемах это 403 млн тонн условного топлива (тут), а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах — порядка 420 млн тут. Это больше, чем предусмотренный Энергетической стратегией России на период до 2030 года прирост производства первичной энергии в России в 2008-2020 годах (244-270 млн тут). Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.

 

Основная цель программы — рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах Российской Федерации и снижения энергоемкости ВВП по сравнению с 2007 годом. Основной задачей программы является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики РФ, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения. Наряду с этим реализация программы должна способствовать сохранению и расширению потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке, а также снижению объемов выбросов парниковых газов.

 

Сергей Михайлов рассказывал, что реализация программы будет проходить в два этапа — с 2010 по 2015 год и с 2016 по 2020 год. На первом этапе целевым индикатором успешного выполнения программы станет снижение энергоемкости ВВП за счет реализации программных мероприятий на 7,4% и годовая экономия энергоресурсов в 2015 году в объеме 85 млн тут. На втором этапе соответственно 13,5% и 170-180 млн тут.

 

По словам Сергея Михайлова, специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) предопределила необходимость выделения секторальных направлений по реализации программных мероприятий. В их числе: повышение энергоэффективности в электроэнергетике; повышение энергоэффективности в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры; повышение энергоэффективности в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; повышение энергоэффективности в организациях федеральной бюджетной сферы; повышение энергоэффективности в жилищном секторе; стимулирование повышения энергоэффективности в субъектах Российской Федерации; расширение использования возобновляемых источников энергии; нормативно-законодательное, ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности. Реализация программы будет базироваться на типовых мероприятиях, но с учетом специфики той или иной отрасли экономики.

 

Эксперты «Портала энерготрейдера» поясняют BG, что закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подразумевает разработку региональных и муниципальных программ, программ организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. «Таким образом, федеральная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна представлять собой консолидацию региональных программ, а региональные программы — консолидацию нижестоящих программ и подпрограмм»,— отмечают они. В самой программе энергосбережения предусмотрен именно такой метод взаимодействия. Он предполагает согласование и установление объема средств федерального бюджета и порядка их предоставления субъектам РФ для достижения установленных программных индикаторов и пороговых показателей, мониторинг исполнения установленных программных индикаторов и пороговых показателей на основании форм официальной статистической отчетности и деятельности в субъектах РФ уполномоченных представителей государственных заказчиков программы. Сергей Михайлов в своем докладе также отмечал, что важно обеспечить согласование показателей государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и региональных программ энергосбережения.

 

Федеральным законом устанавливаются следующие сроки разработки вышеуказанных программ: региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа; организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны были принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая.

 

Притуши свет

 

Один из основных способов сберечь электроэнергию — внедрение новых стандартов освещения. Понимая, что внедрение современных энергосберегающих технологий возможно лишь посредством установления новых стандартов искусственного освещения, многие страны проводят планомерную политику в области разработки таких норм.

 

В компании Philips рассказывают, что, например, в США вступил в силу нормативный акт, который предполагает полный отказ от неэффективных источников света к 2014 году, при этом затраты сократятся более чем на $20 млрд. С сентября 2009 года Евросоюз запретил продажу ламп мощностью 100 Вт, а к 2012 году — всех ламп накаливания.

 

Последние 20 лет в развитых странах наблюдался энергоэффективный экономический рост, который привел к тому, что на 1% прироста мирового ВВП приходилось в среднем лишь 0,4% прироста потребления энергетических ресурсов. В результате энергоемкость ВВП в среднем по миру уменьшилась на 18%. Энергоемкость ВВП России в три раза превышает аналогичный показатель стран ЕС. Сегодня 80% систем освещения в России основано на неэффективных решениях. По данным компании Philips, затраты из-за перерасхода исчисляются десятками миллиардов евро.

 

По оценке Международного энергетического агентства, 19% потребляемой в мире электроэнергии расходуется на освещение. Современные световые технологии позволяют сэкономить от 40% потребляемой электроэнергии, что в мировом масштабе эквивалентно €106 млрд экономии в год. С экологической точки зрения это соответствует: сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу на 555 млн тонн в год, ежегодному сбережению 2 ТВт электроэнергии и экономии 1,5 млрд баррелей нефти. Для России это €6 млрд и 20 млн тонн CO2 в год.

 

В Philips отмечают, что грамотное применение инновационных продуктов — это сокращение себестоимости производимых товаров, увеличение производительности труда, экономия всех видов ресурсов. И как результат — повышение конкурентоспособности как определенного предприятия, так и всей страны. Если говорить об инвестициях в современные осветительные системы, цель которых экономия электроэнергии, то это одни из самых быстроокупаемых вложений. Как правило, реальный срок возврата вложенных средств — от нескольких месяцев до полутора лет.

 

Нет причин экономить

 

Об энергосбережении часто говорится в последнее время, но делается в этом направлении пока немного. «Портал энерготрейдера» отмечает, что на данном этапе реализации закона предусмотрена разработка региональных и муниципальных программ, программ организации с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. В регионах проводится разработка указанных программ. Сейчас можно говорить о том, что ряд регионов близок к утверждению региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а некоторые регионы уже приняли концепции соответствующих программ.

 

Однако при разработке этих программ обнаружился ряд проблем. Прежде всего отсутствует единое информационное пространство, посвященное данной тематике. Мешает и необходимость подачи большого количества отчетов о ходе реализации закона. Проблемы возникают и в связи с тем, что ответственные на федеральном уровне не исполняют мероприятий, зафиксированных в распоряжении правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1830-р «План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Да и сама тема энергосбережения на федеральном уровне пока является новой для России, поэтому разработчикам приходится делать работу с нуля. Помимо определения цели проекта и его обоснования необходимо определить объемы и источники финансирования, подобрать исполнителей, подготовить и принять необходимые регламентирующие документы, определить сроки выполнения проекта, спланировать и учесть все риски, а также обеспечить контроль за ходом его выполнения. Кроме того, в начале мая стало понятно, что государство не сможет выделить на реализацию программы обещанную ранее сумму. Последние договоренности с Минфином, по словам Сергея Михайлова, предполагают сокращение федерального финансирования мероприятий по энергоэффективности в три раза, то есть составят менее 300 млрд руб. При этом общая стоимость программы не изменится: предполагается, что «урезанные» госинвестиции опять же компенсирует свободный рынок электроэнергии, четкий механизм функционирования которого пока не определен.

 

При этом предусмотренные законом государственные стимулы для компаний—»передовиков» энергоэффективности — применение повышающих коэффициентов к норме амортизации, инвестиционный налоговый кредит, возмещение процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения — Минфин, как утверждают в Минэнерго, предоставить не готов. По словам Сергея Михайлова, Минфин согласен лишь на госгарантии по кредитам на реализацию энергосберегающих проектов.

 

В Минэнерго называют еще один инструмент стимулирования инвестиций частных компаний в энергоэффективность: «Проектом программы предусмотрен механизм заключения целевых соглашений повышения энергоэффективности между компаниями и правительством. В рамках этих соглашений могут устанавливаться целевые показатели энергосбережения и повышения энергоэффективности и фискальные стимулы, в том числе относящиеся к налогообложению». Впрочем, как будет работать эта схема, пока не понятно — вряд ли налоговые льготы будут предоставляться отдельным предприятиям. Трудно себе представить механизм, с помощью которого чиновники могли бы определять, каким компаниям и в каком объеме предоставлять фискальные стимулы. Кроме того, предоставление индивидуальных налоговых льгот запрещено законодательством — даже в случае полной политической поддержки такой льготы, как показали ситуации с экспортными пошлинами на нефть ВСТО и на газ, поставляемый на Украину, обход запрета требует серьезной работы юристов Белого дома в каждом подобном случае.

 

Как можно понять из комментариев Минэнерго, предоставленных «Ъ», федеральных субсидий регионам и муниципалитетам (в проекте программы они оценивались в 633 млрд руб.) тоже не предвидится. Теперь в министерстве считают, что после сокращения государственного финансирования программы стимулировать регионы к энергосбережению должна «необходимость экономии средств на оплату все дорожающих энергетических ресурсов, в первую очередь в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве». Впрочем, это утверждение вряд ли можно считать справедливым для регионов-доноров, федеральные субсидии которым в случае эффективности энергосбережения будут неизбежно сокращены.

 

Лампы накаляются

 

Помимо проблемы финансирования самих проектов есть и проблема стимулирования предприятий и физических лиц к экономии электроэнергии. И от ее решения во многом зависит успех реализации федеральной программы. «Стимул к энергосбережению во всем мире работает только один — цена электроэнергии,— говорит аналитик «Финама» Дмитрий Терехов.— Пока она дешевая, никого не заставишь ее беречь, это очень грустно, но это суровая правда. Как только она становится дорогой, все начинают экономить, и никакие программы не нужны. В России цена электроэнергии уже приближается к уровню развитых стран, и предприятия, которые твердо стоят на ногах (то есть имеют перспективы), уже давно занимаются энергосбережением». С другой стороны, отмечает господин Терехов, у нас немало предприятий, которые едва сводят концы с концами. «Они, конечно, продолжают быть расточительными, поскольку на энергосбережение у них нет ни денег, ни желания: зачем вкладывать во что-то, если нет уверенности в завтрашнем дне?» — рассуждает он.

 

В Минэнерго же добавляют, что снижению энергопотребления препятствуют четыре фактора. Это недостаток мотивации к энергосбережению, отсутствие информации (тема не раскручена и не вызывает интереса), недостаток финансирования подобных проектов и безграмотная организация работ по энергосбережению. Раньше была еще одна причина — отсутствие технологий, но она отпала, ведь сегодня есть выбор как оборудования и материалов, так и консультационных услуг по энергосбережению, говорят в министерстве.

 

Главная проблема — это отсутствие мотивации для повышения энергоэффективности. «Трудно получить ясный ответ на вопрос, кому лично выгодна экономия энергии»,— говорят в Минэнерго. Энергоресурсы в России дешевые, и поэтому собственники промышленных предприятий иногда просто не заинтересованы снижать себестоимость за счет энергосбережения. «Тройка Диалог» недавно подсчитала, что «Газпром» субсидирует российскую экономку на $70 млрд в год за счет разницы между экспортной ($302 за 1 тыс. куб. м газа) и внутренней ($58) ценой на газ. И если тарифы на энергоносители все же растут, производитель энергии перекладывает этот рост на потребителя. Это никого не стимулирует «к повышению эффективности использования энергоресурсов», но ведет «к обоснованию дальнейшего роста тарифов и дополнительным запросам на бюджетное финансирование», поясняют в министерстве.

 

Вице-президент компании «Сименс» в России и Центральной Азии, генеральный директор сектора энергетики ООО «Сименс» Ханс Юрген Вио ранее рассказывал BG, что одной из причин подобной ситуации является позиционирование самой темы энергоэффективности. По его словам, практически во всех европейских странах энергоэффективность была идентифицирована как скорейший и наиболее экономически эффективный путь обеспечения сбалансированного энергоснабжения. Во всех странах с высокими ценами на первичные энергоресурсы, которые, кроме того, облагаются высокими налогами, как в Германии, люди и отрасли промышленности мотивированы на поиск эффективных решений во всех областях. «Правительственные органы берут на себя лидирующую роль во внедрении новых технологий. Очень известный пример — это система управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием и освещением в здании германского федерального парламента в Берлине. Людей поддерживают консультационными программами, довольно часто бесплатными — такими, как организовала как раз в эти дни немецкая коммунальная служба Е.ON для населения в Баварии. Наконец, в некоторых случаях предоставляются прямые субсидии и дешевое финансирование, чтобы запустить более широкомасштабные мероприятия, как, например, закупка энергоэффективных машин или теплоизоляция домов в Германии»,— говорит он. Помимо Западной Европы эксперты считают наиболее энергоэффективной страной США.

 

Энергосбережение не слишком популярная тема и у населения. Президент «КЭС-Холдинга» и супервайзер программы «Считай, экономь и плати» Михаил Слободин отмечает, что уровень знаний об энергоэффективности и культура экономии энергоресурсов в России фактически нулевые. «Совсем недавно в Воркуте провели социологическое исследование, во время которого у людей спрашивали: «Какие энергосберегающие технологии вы применяете?» Только один человек из десяти что-то делает, чтобы сэкономить энергоресурсы. Это говорит о том, что российские потребители не знают, не могут или скорее не хотят заниматься энергосбережением. Решение этой проблемы мы видим в реализации ряда специальных мероприятий, направленных на пропаганду энергоэффективности и просвещение населения по этому вопросу»,— говорит он.

 

Учимся экономить

 

Вице-президент и генеральный менеджер Philips «Световые решения» в России, Беларуси, Украине, Турции, Закавказье и Центральной Азии Владимир Габриелян говорит, что положительно относится к началу реализации федеральной программы энергосбережения, так как ее основная задача — отказаться от использования неэффективных источников света. По его мнению, принятый закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в РФ» позволит планомерно перейти от стандартных ламп накаливания к более энергоэффективным источникам света. К тому же закон создает дополнительные стимулы для скорейшего внедрения энергосберегающих технологий муниципальными учреждениями, коммерческими предприятиями и обычными потребителями. Россия, вероятнее всего, пойдет по пути европейских стран, где разработан и утвержден график прекращения использования ламп накаливания, люминесцентных и ртутных газоразрядных ламп вплоть до 2017 года.

 

Федеральный закон и основанная на нем программа энергоэффективности и энергосбережения предполагает постепенный вывод с рынка ламп накаливания мощностью 100 Вт и возможность введения запрета с 2013-2014 годов на лампы накаливания другой мощности. В Европе же с 2012-2014 годов из использования будут выведены также ртутные и натриевые лампы, тем самым будет осуществляться постепенный переход на использование светодиодных источников света. Уже сегодня Philips предлагает светодиодные лампы, которые могут полностью заменить лампы мощностью 60 Вт и при этом потребляют всего 12 Вт.

 

«Но для того чтобы говорить о светодиодных источниках, необходимо поднять тему нормативов и стандартов, которых на сегодня в России не существует, что усложняет процесс»,— говорит господин Габриелян. Любой инновационный источник света или светотехническое решение, без сомнения, должны соответствовать определенному серьезному критерию с точки зрения безопасности. В противном случае велико искушение купить изделие, которое намного дешевле. Приобретая недорогую, но некачественную светодиодную систему освещения, потребитель рискует столкнуться со следующими проблемами — более коротким сроком службы по сравнению с заявленным, быстрым спадом светового потока, а также низкой цветопередачей и неравномерностью цвета.

 

По прогнозам, через четыре-пять лет светодиодная лампа будет стоить около €10 — но лишь в том случае, если начать использовать светодиодные решения уже сейчас. «Мы, безусловно, поддерживаем шаги федеральных властей в отношении революционного для России перехода от ламп накаливания к светодиодам, минуя компактные люминесцентные ламы. Но чтобы облегчить этот процесс, на первоначальном этапе поддержка государства просто необходима»,— сказали в компании Philips.

 

Господин Габриелян замечает, что самые экономичные энергосберегающие лампы для дома работают более десяти лет, потребляя при этом меньше электроэнергии: вы можете заменить обычную лампу мощностью 100 ватт на 20-ваттную — света будет столько же, а расход электроэнергии уменьшится в пять раз. Простой расчет показывает, что, заменив лампы в квартире на энергосберегающие, вы экономите около 3 тыс. руб. в год.

 

Эксперты считают, что начать экономить энергию в конце концов придется и России. И экономия коснется в скором будущем как промышленных предприятий, так и простых граждан. В Philips, например, считают, что проблема рационального использования энергетических ресурсов приобретает все большую актуальность для мирового сообщества, а ее решение становится стратегической задачей для многих государств, в том числе для России. Отказаться от использования электричества невозможно, более того, развитие экономики требует увеличения мощностей, и к 2025 году прогнозируется удвоение спроса. Что же касается России, то для повышения энергоэффективности, во-первых, необходимо разработать модель ресурсосбережения, при которой будет экономически невыгодно использовать неэффективные технологии, а во-вторых, внедрять новые технологии придется быстро.

 

«Экономии ресурсов нужно учить. А еще ее надо поощрять — в этом я глубоко убежден»,— говорит Михаил Слободин. Поэтому его рабочей группой запущен специальный проект в этой сфере — Национальный конкурс по энергоэффективности. Он будет состоять из двух этапов — регионального и федерального. Победители будут выбираться по нескольким номинациям: «Лучшее предприятие крупного бизнеса», «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса», «Лучшее предприятие сферы ЖКХ», «Лучшее предприятие бюджетной и социальной сферы», «Энергетический вампир — худший потребитель». Помимо предприятий на награды могут рассчитывать и рядовые потребители.

 


Общие проблемы субъектов РФ в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности

 

Значительный износ фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной

 

Значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов

 

Повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов

 

Несоответствие оснащенности производства современному научно-техническому уровню

 

Низкая платежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных схем и систем энергоснабжения

 

Отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения

 

Нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии

 

Источник: Минэнерго РФ.


Источник: Коммерсант

mcep.ru