Почему и как выросли тарифы на услуги ЖКХ

 

Повышение тарифов на услуги ЖКХ в уральских регионах оказалось хотя и ожидаемым, но все же малоприятным январским сюрпризом: по предварительным оценкам, цены поднялись в среднем на 20% по отношению к декабрю прошлого года. Сильнее всего подорожали услуги тепло- и водоснабжения: на большинстве территорий Урала – на 15 и 30% соответственно. По расчетам специалистов, плата за так называемую стандартную квартиру площадью в 54 кв. метра с тремя жильцами выросла, например, в Челябинской области в среднем на 17,5%, в Тюменской – на 15%, в Курганской – на 12,2%.

 

                                     

 

По мнению Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ, «в условиях рыночных отношений, когда цены на сырье и материалы меняются непрерывно в течение года, изменение тарифов на коммунальные услуги неизбежно». ФСТ утверждает рамки возможного изменения тарифов, а уже власти регионов решают, какую планку выбрать. Практика показывает – предпочитают верхнюю. Основной аргумент властей – для обеспечения достойного качества услуг нужно инвестировать значительные средства в развитие региональной энергетики и жилищно-коммунального комплекса. Кроме того, власти задались целью ликвидировать перекрест¬ное субсидирование, то есть перейти на 100% оплату услуг населением.

 

 

В основе январского скачка цен – клубок причин. Самая глобальная – федеральное правительство утвердило повышение тарифов на услуги естественных монополий. Стоимость газа в 2010 году вырастет на 26,5%, грузовые и железнодорожные перевозки подорожают на 12%, электроэнергия – на 24 – 33%, уголь – на 7,4%. Все это – составляющие затрат предприятий сферы ЖКХ, и они в полной мере учтены в новых тарифах. Есть и локальные причины.

 

 

В 2009 году Медведев призвал к снижению стоимости услуг ЖКХ

 

 

Интересно, что еще в апреле 2009 года на встрече с руководством «Единой России» президент РФ Дмитрий Медведев призывал к снижению тарифов на услуги ЖКХ: «Не знаю, насколько есть возможность говорить о замораживании тарифов, но то, что можно снизить стоимость услуг по линии ЖКХ, у меня сомнений не вызывает. Резервы для этого в системе ЖКХ есть немалые».

 

 

Резервы действительно нашлись. Как сообщают в региональных тарифных органах, удалось несколько снизить постоянные затраты в энерго- и теплоснабжении, на 10% сократить операционные расходы генерирующих компаний. Заморожен рост заработной платы в сфере ЖКХ (на наш взгляд, мера сомнительная: у руководства коммунальных компаний остается все меньше инструментов, чтобы удержать сотрудников на низкой зарплате при высоких требованиях и ненормированном рабочем дне). В Свердловской области также удалось снизить темпы роста цен на природный газ, поставляемый «Уралсевергазом» (СП правительства области и НГК «Итера»). А вот в Кургане на уровне 2009 года остались размер платы за содержание и текущий ремонт жилья, тариф на вывоз бытовых отходов, плата за сжиженный газ. А еще исполнили давнюю мечту жителей первых двух этажей многоэтажек (правда, только муниципального жилого фонда): освободили их от платы за лифт, установив плату за ремонт и содержание жилья на том же уровне, что и для жителей пятиэтажек, рассказывает заместитель председателя Курганской городской думы Вячеслав Тяжельников.

 

 

Однако и без того невеликое сокращение оказалось нивелировано.

 

 

Обновление коммунальных сетей оплатят жильцы

 

 

В тарифах заложены инвестиции в развитие жилищно-коммунального комплекса, ремонт и модернизацию устаревших мощностей. Так, правительство Свердловской области второй год включает в них расходы на реализацию инвестпрограмм в электроэнергетике. Как пояснили в областной регионально-энергетической комиссии (РЭК), 94% из них – долгосрочные и начаты еще в предыдущие годы. Сумма этих инвестиций, учтенных в тарифах, составила порядка 2,3 млрд рублей. Заметим, однако, что увеличение инвестсоставляющей примерно на 5% (по сравнению с 2009 годом) не привело к превышению установленного ФСТ предельного уровня роста тарифов на электричество для населения (110%).

 

 

За региональными властями последовали муниципальные: они заложили в тарифы инвестиции для развития систем городского тепло- и водоснабжения. Например, депутаты гордумы Екатеринбурга переложили на население расходы на модернизацию муниципальной системы водоснабжения, в итоге тарифы на воду выросли на 42,9%. В Перми тарифы на водоснабжение поднялись 17%: в них включили грядущие расходы на реконструкцию очистных сооружений.

 

 

Без увеличения тарифов невозможно обеспечить бесперебойное теплоснабжение, уверяет генеральный директор Уральской теплосетевой компании по перспективному развитию и сбыту Сергей Шаль: «Большое число отключений и повреждений теплосетей, в том числе в морозы, вызвано сильной изношенностью. Поэтому компании необходимо сделать рывок в ремонтах. Последние три-четыре года она не имела такой возможности. В 2005 – 2008 годах ремонт теплотрасс финансировался недостаточно, и образовавшийся провал пока не ликвидирован. Существовавший в 2009 году тариф не покрывал затраты компании и запаса прочности, накопленного когда-то, уже не хватило».

 

 

Отказ от дотаций

 

Следующий существенный фактор роста тарифов – стремление региональных властей уйти от перекрестного субсидирования.

 

Согласно федеральному закону от 21 июля 2007 года № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ», ликвидация перекрестки в тарифах на тепловую энергию и теплоснабжение к 2011 году – одно из условий получения субъектами финансовой поддержки на капитальные ремонты домов и переселение из аварийного и ветхого жилья.

 

 

Курганская и Свердловская области решили полностью отказаться от перекрестки уже с 2010 года. Так, в прошлом году на Среднем Урале насчитывалось 24 территории, которые на удешевление коммунальных услуг получили из областного бюджета 182 млн рублей. Теперь на субсидии не вправе рассчитывать даже самые проблемные. Взамен, отмечает председатель РЭК Свердловской области Николай Подкопай, регион может претендовать на получение 5 млрд рублей из федерального бюджета. По его мнению, сохранение перекрестки лишь усугубляет ситуацию:

 

 

- Мы предупреждали муниципалитеты еще в 2008 году, что с 2010 года субсидирование полностью прекратится и уже сейчас нужно искать ресурсы для сдерживания роста тарифов в самих территориях. Тогда главы городов нам отвечали, что найдут деньги, чтобы не повышать тарифы для населения. Но грянул кризис, и этого не произошло: в результате уровень платежей в некогда дотационных территориях скакнул сразу на 30 – 50%.

 

 

Сто и один способ собрать деньги

 

 

Обострили ситуацию ловкость рук управляющих компаний и поставщиков ресурсов на фоне апатии муниципальных властей и представительных органов.

 

 

Пример из Екатеринбурга: в конце 2009 года некоторые управляющие компании вдруг решили пересчитать расходы за общедомовое потребление электричества и тепла за последние несколько лет и разбросали их между жильцами. В результате горожане получили счета на 6 – 8 тыс. рублей. Суды идут до сих пор.

 

 

Что говорить о поставщиках и посредниках, когда сами муниципалитеты, которые должны их контролировать, порой принимают решения, приводящие к необоснованному росту тарифов? Яркий пример – Артемовский городской округ (Свердловская область). Здешние власти в течение двух лет не пользовались правом устанавливать тарифы на горячую воду. Вместо этого в МО для установления платы за водоснабжение действовали некие ставки, не предусмотренные законом в принципе. Кроме того, при расчетах применялся завышенный коэффициент расхода тепла на подогрев воды. Только неоднократные обращения жителей Артемовского к областным и федеральным властям с угрозами организовать акции протеста заставили создать прецедент в сфере ЖКХ: у муниципалитета фактически изъяли право рассчитывать тариф на горячую воду. За него это сделала РЭК. И выяснилось, что население округа в течение долгого времени платило в 2,5 раза больше, чем было обязано, а муниципалитет при этом оставался дотационным и продолжал получать субсидии из областного бюджета. На вопрос РЭК, почему дума Артемовского не защитила интересы горожан и не потребовала от муниципальных властей пересмотра оплаты услуг ЖКХ, ее председатель Ольга Кузнецова не нашлась, что ответить. Похоже, местные депутаты даже не подозревали, что обладают правом вмешиваться в вопросы ЖКХ. Вопрос о том, куда ушли деньги, которые сверх нормы платили жители округа, также остался без ответа. А потом мы удивляемся, почему платим так много, при этом трубы гнилые, 60% тепла теряется при транспортировке, а воды на улицу выливается больше, чем поступает гражданам в квартиру.

 

 

Кто регулирует тарифы

 

Ежегодное повышение тарифов на услуги ЖКХ регулируется федеральным законодательством. Предельные индексы роста тарифов на ЖКУ и плату за жилое помещение для муниципалитетов ежегодно устанавливает региональный тарифный орган.

 

 

Тарифы на газ, электро- и тепловую энергию устанавливают региональные тарифные органы совместно с региональной властью, тарифы на горячее и холодное водоснабжение, а также водоотведение – городские власти. Тариф на содержание и текущий ремонт жилого фонда, сбор и вывоз твердых бытовых отходов (то есть плату за жилое помещение) также устанавливает муниципалитет, но только для нанимателей жилья. ТСЖ устанавливают эти тарифы по предложению УК путем голосования на общем собрании. Другие собственники жилья, не состоящие в ТСЖ, также могут регулировать тарифы на содержание и ремонт жилья – на собраниях жильцов с участием УК. Проблема в том, что желающих рулить делами в своем доме и спорить с управляющими компаниями не так и много. Поэтому для большинства эти тарифы также устанавливает муниципальная власть.

 

 

 

www.e1.ru