Основные направления энергосбережения в республике Беларусь

Л.В. Шенец, заместитель председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности, г. Минск, Беларусь

 



Системный подход в энергосбережении

 
Республика Беларусь относится к странам, не имеющим в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов, таким как Швейцария, Дания, Япония и другие. Однако опыт этих стран показывает, что экономика может динамично развиваться за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих мероприятий, освоения передовых энергоэффективных технологий, снижения издержек производства.

 


В республике в течение последних пятнадцати лет значительно активизировалась работа в сфере энергосбережения и оптимизации топливно-энергетического баланса. В результате, за период 1990-2008 гг. энергоемкость валового внутреннего продукта снизилась более чем в 2,8 раза.

 


Такие весомые результаты в повышении эффективности энергоиспользования в народном хозяйстве достигнуты в большой степени благодаря сложившемуся в республике системному подходу в работе по энергосбережению. Дополнительным импульсом к усилению работы по энергосбережению стало принятие Главой государства 14 июня 2007 г. Директивы № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» (посмотреть документ можно на портале ЭнергоСовет.ру – прим. ред.), в которой поставлена задача снизить энергоемкость внутреннего валового продукта республики в периоды 2006-2010 гг. и 2010-2015 гг. соответственно на 31% и на 28% – до 0,27 и 0,20 т н.э. на тыс. долл. США по паритету покупательской способности. Правительство республики установило жесткий контроль за ходом ее реализации, для чего была разработана специальная матрица, позволяющая в режиме online обеспечить контроль выполнения доведенных заданий и мероприятий Директивы в разрезе отраслей и регионов. Ежемесячно проводится актуализация матрицы и направляется Премьер-министру Республики Беларусь с выводами и предложениями по усилению работы. С участием первых лиц Правительства проходят выездные заседания, видео-конференции, где заслушиваются отчеты руководителей министерств и ведомств, облисполкомов о выполнении доведенных заданий по энергосбережению.

 


На основании анализа состояния и эффективности энергоиспользования в народном хозяйстве, имеющихся резервов экономии топливно-энергетических ресурсов разрабатываются целевые показатели по энергосбережению и в установленном порядке доводятся в виде заданий министерствам, ведомствам и регионам. Основным инструментом проведения энергосберегающей политики является разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения. На каждые пять лет, начиная с периода за 1996-2000 гг., разрабатывается и выполняется Республиканская программа энергосбережения. В 2005 г. постановлением Правительства от 2 февраля 2006 г. №137 утверждена и в настоящее время реализуется Республиканская программа по энергосбережению на 2006-2010 гг., в которой намечены приоритетные направления энергосбережения и пути их реализации, определены конкретные задания по экономии топливно-энергетических ресурсов.

 

 


 

Достигнутые результаты

 


Ежегодно рост производства в Беларуси обеспечивается при экономии энергоресурсов (рис. 1). В 2006 г. снижение энергоемкости ВВП составило 4,3%. За три года, в 2007-2009 гг.- 19,9%. Наилучшие результаты в этом направлении были достигнуты в 2008 г., когда снижение энергоемкости ВВП в республике составило 8,4%. По итогам 2009 г. снижение энергоемкости ВВП составило 5,0 % при задании 8%.


Несмотря на негативное влияние мирового кризиса на экономику республики, есть отдельные моменты, по которым мы могли бы сработать лучше. В этой связи в текущем году усилен контроль за реализацией программ по энергосбережению, особое внимание уделяется вводу энергоэффективных мощностей и объектов на местных видах топлива, проведению энергетических аудитов, а также другим направлениям.


В начале 1990-х годов Беларусь была самой энергоемкой среди стран СНГ, затраты энергоресурсов на 1 тыс. долл. США ВВП составляли 780 кг нефтяного эквивалента (в России они были 580 кг, в Украине – 550 кг). В 2008 г., согласно данным Международного энергетического агентства, этот показатель в Беларуси снизился до 310 кг (рис. 2). В Японии, где действует жесткая система по использованию энергоресурсов и применяются только энергоэффективные технологии,  расход энергоресурсов составляет 140 кг на 1 тыс. долл. США ВВП.


Энергозатраты (расход топлива и электроэнергии без учета светлых нефтепродуктов и сырья) в 2009 г. составили 25,9 млн т у.т. При фактических темпах роста ВВП 100,2% и объемов производства промышленной продукции 97,2% обобщенные энергозатраты снизились на 1,1 млн т у.т или на 4,1%.


Выполнение программ по энергосбережению за 2009 г. позволило сэкономить около 1,5 млн. т у.т.


По приоритетным направлениям энергосбережения экономия энергоресурсов (тыс. т у.т.) распределилась следующим образом:


внедрение в производство новых энергосберегающих технологий  369,8;


ввод эксплуатацию электрогенерирующего оборудования – 177,4;


передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ – 62,1;


повышение эффективности работы котлов и технологических печей – 92,1;


внедрение частотно-регулируемых электроприводов – 126,4;


оптимизация теплоснабжения – 177,1;


внедрение приборов группового, индивидуального учета и автоматического регулирования в системах, тепло- и водоснабжения – 31,3;


увеличение термосопротивления ограждающих конструкций зданий, сооружений и жилищного фонда – 44,8;
применение автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств – 39,0;


перевод котлов и другого топливоиспользующего оборудования на местные виды топлива и увеличение использования тепловых вторичных энергоресурсов – 225,3 и другие.


Большое внимание уделяется оптимизации топливного баланса республики, замещению импортируемых видов топлива местными энергоресурсами. После принятия Директивы № 3 работа в этом направлении усилилась. В декабре 2009 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1593 установлены задания по доле местных видов топлива (МВТ) в балансе котельно-печного топлива (КПТ), выполнение которых обеспечит достижение к 2012 г. 25% доли МВТ в балансе республики.


За период 2007-2009 гг. доля МВТ в КПТ в целом по республике увеличилась на 2%, в 2007 г. она составляла 18,1%, в 2008 г. – 18,3%. И в 2009 г. достигла 20,1% при задании 19,4%. В 2010 г. в Беларуси планируется обеспечить долю местных энергоресурсов не менее 20,5% в балансе котельно-печного топлива.


Ход выполнения заданий по местным энергоресурсам находится под жестким контролем и ежемесячно рассматривается в Правительстве. В 2010 г. постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждены новые программные документы, направленные на достижение установленных заданий: Государственная программа строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010-2015 годах (от 19 июля 2010 г. № 1076); Программа строительства энергоисточников, работающих на биогазе, на 2010-2012 годы (от 9 июня 2010 г. № 885); СТРАТЕГИЯ развития энергетического потенциала Республики Беларусь (от 9 августа 2010 г. № 1180). В мае 2010 г. принят в первом чтении Палатой представителей Национального собрания Беларуси Проект Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии». В настоящее время согласовывается с заинтересованными организациями Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 гг., разрабатывается национальный проект «Нетрадиционная энергетика».


 

Энергосберегающие технологии

 


Согласно Директиве №3 одной из мер по обеспечению энергетической безопасности является уменьшение затрат на производство энергоресурсов за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования. Для развития энергетической отрасли Беларуси приоритетом является ввод высокоэффективных генерирующих мощностей с минимальными затратами топлива на выработку электроэнергии.


Впервые в истории Беларуси начата работа по преобразованию котельных в ТЭЦ, которые работают в режиме «тепло + электричество». Считаю, что пора и нам научиться с наибольшей отдачей использовать с каждым годом все более возрастающий в цене природный газ: сначала на выпуск основной продукции, а затем используются образующиеся при этом вторичные энергоресурсы для одновременного производства тепло- и электроэнергии.


Первым «пилотным» проектом с использованием современных передовых технологий является Пружанская мини-ТЭЦ. Анализ технико-экономических показателей работы данной мини-ТЭЦ свидетельствует об эффективности введенных мощностей. Примененные высокие начальные параметры пара позволили увеличить удельную теплофикационную выработку электроэнергии до 339,8 кВт.ч/Гкал (порядка в два раза больше, чем на Осиповичской или Вилейской мини-ТЭЦ), т.е. увеличить производство электроэнергии на тепловом потреблении порядка в два раза. Учитывая уникальность и значимость данного объекта для республики, целесообразно тиражирование таких объектов в республике при строительстве мини-ТЭЦ. Следует также отметить, что данный проект несет и социальную нагрузку в части развития инфраструктуры города и создания новых рабочих мест. Вблизи места размещения мини-ТЭЦ расположен современный ледовый дворец, ведется строительство плавательного бассейна.


Об эффективности мероприятий по энергосбережению свидетельствует такой пример: Белорусский калийный комбинат в 2008 г. использовал 840 тыс. т у.т. (суммарное потребление по республике, 38 млн т у.т). Расчеты показывают: в результате реализации запланированных энергосберегающих мероприятий потребление ТЭР на комбинате может составить 540 тыс. т у.т – на 300 тыс. т у.т. меньше. Затраты топлива в себестоимости продукции сократятся с 22,9% до 13,2%, что, в свою очередь, будет способствовать росту ее конкурентоспособности на мировых рынках.


В ближайшее время предстоит ввод газотурбинной установки мощностью 65 МВт на Минской ТЭЦ-2, модернизация блока Березовской ГРЭС с вводом дополнительно 65МВт, ввод парогазовой установки 110 МВт на Гродненской ТЭЦ-2, парогазовой установки 399 МВт на Минской ТЭЦ-5. В проекте – реконструкция ТЭЦ «Северная» в г. Минске (газотурбинная установка мощностью 60 и парогазовая установка 330 МВт), котельных № 3 в Борисове и Могилеве (парогазовая установка мощностью 65 и 15 МВт).


Из других крупных энергоэффективных проектов хочу отметить строительство ТЭЦ на основе газотурбинных установок в ПО «Беларуськалий» (мощность до 150 МВт), в ПО «Гродно Азот» (мощность 16 МВт), в ОАО «Мозырьсоль» (мощность 20 МВт), а также строительство газотурбинной установки мощностью 16 МВт на ПРУП «Кричевцементношифер».


В 2008-2009 г. реализованы 3 пилотных проекта по выработке электрической и тепловой энергии из биогаза, получаемого из отходов сельскохозяйственного производства. По самым скромным подсчетам за счет выработанной ими электрической энергии в объеме 4694,3  тыс. кВт.ч республика заместила 3126,5 тыс. м3 импортируемого природного газа, сэкономив при этом около 1,8 млрд руб. А если учесть экологическую составляющую, получаемую при реализации данного направления, экономическая выгода становится очевидной для самого скептически настроенного специалиста. В настоящее время эксплуатируется три биогазовые установки общей мощностью 1,19 МВт, еще 13 суммарной мощностью 12,5 МВт планируется построить на объектах агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и других объектах в рамках реализации отраслевых программ энергосбережения.


Беларусь планирует совместно с Германией реализовать проекты по строительству в республике биогазовых комплексов и ветропарков. В настоящее время прорабатывается соглашение с германской стороной на получение средств для финансирования нескольких проектов по строительству биогазовых комплексов. В 2010 г. подписано соглашение с немецкой компанией о создании ветропарка в Беларуси.

 



 

Финансирование энергосбережения

 


Разумеется, для того чтобы достичь определенных результатов в снижении энергоемкости отечественного ВВП, нужны крупные капитальные вложения. В 2001-2008 гг. общий объем финансирования мероприятий в сфере повышения энергоэффективности экономики и увеличения использования собственных энергоресурсов составил по всем источникам 3 865,8 млн долл. США. При этом если в 2001 г. на их реализацию было направлено 92,5 млн долл. США, то в последние годы дельта становилась все значительнее: в 2006 г. вложения в данную сферу хозяйствования составили 600 млн долл. США, в 2009 г. – более 1 млрд долл. США. Изменился и качественный состав мероприятий: теперь это, как правило, реконструкция действующих мощностей с заменой их оборудования на современное – более мощное и работающее с меньшим удельным расходом топлива на производство 1кВт.ч электроэнергии или 1 Гкал/ч тепла, строительство новых электростанций и теплоцентралей, использование новейших технологий подачи и сжигания топлива и др.


В 2009 г. реализация мероприятий программ энергосбережения осуществлялась в основном за счет собственных средств организаций, кредитных ресурсов банков, средств республиканского и местных бюджетов. Удельный вес этих источников в общем объеме финансирования составил в сумме 91,0%.


Финансирование за счет средств инновационных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, практически не осуществлялось (плановые назначения по статьям расходов были открыты только в III и IV кварталах), вследствие чего доля их использования в общем объеме финансирования снизилась и составила только 6,4% по сравнению с 18,4% в 2008 г.


Ежегодно в республике увеличивается объем инвестиций в энергосбережение. Если в 2001 г. в экономию одной тонны топлива вкладывалось примерно 100 долл. США, то в 2009 г. этот показатель достиг 726 долл. США (рис. 3)

 


 

Показатели энергоэффективности

 


Основным показателем эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на уровне предприятия является их фактическая норма расхода на производство единицы продукции (работ, услуг) определенного качества в планируемом периоде.


Предприятия, потребляющие более 1 тыс. т у.т., ежегодно проходят экспертизу и согласовывают нормы расхода энергоресурсов на производство продукции. Нормированием расхода топлива и электроэнергии охватываются все котельные с выработкой тепла 0,5 Гкал и выше.


В целом по республике, по итогам работы за 2009 г. в сравнении с  2008 г., фактические нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции (работы, услуги), без учета расхода ТЭР на вырабатываемую электрическую и тепловую энергию энергоисточниками ГПО «Белэнерго», энергоисточниками других ведомств, включая котельные, в среднем снизились на 2,9%.



Международное сотрудничество и проекты

 


Республика активно сотрудничает в области энергосбережения с международными организациями, финансовыми институтами и фондами, такими как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа развития ООН (ПРООН). Так, наряду с другими странами СНГ и Восточной Европы, Республика Беларусь является участницей международных проектов «Энергоэффективность 2000» (реализован) и «Энергоэффективность 21», направленных на повышение энергоэффективности, развитие соответствующей инфраструктуры и использование энергосберегающего потенциала стран-участниц.

 


В настоящее время в рамках реализации проекта «Энергоэффективность 21» Республика Беларусь принимает участие в реализации международного проекта «Финансирование инвестиций в проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для смягчения последствий изменения климата».
Так, в рамках проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» создан и функционирует Оборотный фонд по биоэнергетике, разработана географическая информационная система, построены 5 демонстрационных объектов (котельные, мини ТЭЦ), работающих на биомассе, а также создан демонстрационный объект – поставщик древесного топлива.

 


В настоящее время осуществляется реализации проекта «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси», основная цель которого – уменьшение выбросов парниковых газов на 23500 т в год в эквиваленте СО2 за счет соответствующего уменьшения потребления ископаемых видов топлива. Проект направлен на повышение стимулов для инвестирования в мероприятия по энергосбережению со стороны государственных (бюджетных) организаций и повышение эффективности использования финансовых ресурсов для энергоэффективных проектов в государственном секторе. Реализация проекта предусматривает создание Международного энергетического центра, основными направлениями деятельности которого является привлечение внутренних и внешних инвестиций в долгосрочные проекты (на 5 лет и более) для реализации энергоэффективных мероприятий, а также оказание консалтинговых услуг в сфере повышения энергоэффективности.

 


В целом, в рамках реализации проектов с участием ПРООН, ГЭФ и ЕЭК ООН в республику привлечено иностранных инвестиций в объеме более 5 млн. долл. США.

 


В 2002-2008 гг. осуществлялась реализация совместного проекта Республики Беларусь и Международного банка реконструкции и развития «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере». Объем кредитных средств МБРР составил 22,6 млн. долл. США. Вклад белорусской стороны составил более 18 млн. долл. США. Проектом предусматривалось осуществить мероприятия по модернизации систем освещения и теплового хозяйства, утеплению ограждающих конструкций зданий и замене окон, реконструкции котельных и оптимизации теплоснабжения объектов социальной сферы.

 


Одновременно были выполнены мероприятия за счет гранта Правительства Японии, выделенного в поддержку указанного проекта. Грантовые средства в объеме 0,996 млн. долл. США направлены на строительство котельного модуля мощностью 5 МВт на древесном топливе на котельной н.п. Боровляны и разработку стандарта Республики Беларусь на выбросы от котельных, работающих на древесном топливе (СТБ 16.26.2-2006. Охрана природы. Атмосфера. Нормативы выбросов загрязняющих веществ для котлоагрегатов, сжигающих биомассу).


Международный банк реконструкции и развития высоко оценил результаты реализации проекта «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере» и по предложению Республики Беларусь выделил в 2008 г. дополнительный займ в объеме 15 млн. долл. США на выполнение аналогичных мероприятий на объектах социальной сферы.  


В сентябре 2009 г. начата реализация нового проекта «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь». Срок реализации: 2009-2014 гг.. Объем кредитных средств МБРР: 125 млн. долл. США. В рамках проекта планируется реконструировать 6 объектов с созданием современных энергоэффективных ТЭЦ, в том числе  4 котельные жилищно-коммунального хозяйства, а также 2 крупных энергетических объекта РУП «Минскэнерго» и РУП «Могилевэнерго».


В результате реализации проекта будут достигнуты не только высокие экономические показатели, что будет содействовать минимизации последствий роста цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы, но и получен социальный эффект, к которому следует отнести повышение качества и надежности тепло и электроснабжения всех категорий потребителей, включая население и социальные объекты.  


В результате реализации совместных проектов по энергосбережению Беларусь получает вместе с иностранными инвестициями передовые зарубежные технологии и опыт. Растет и доверие международных финансовых организаций к республике, о чем свидетельствуют заключение новых соглашений и рост объемов финансирования.



Пропаганда энергосбережения и обучение

 


Сегодня с уверенностью можно сказать, что Республики Беларусь признана в Европе как одна из наиболее активно занимающихся вопросами энергоэффективности.


Ежегодно в республике проводится более 60 семинаров по вопросам энергосбережения, две международные специализированные выставки «Энерго- и ресурсосбережение», «Энергетика. Экология. Энергосбережение», международные форумы, научно-технические конференции и другие информационные мероприятия.


Ставшие традицией для представителей СМИ республиканские акции «Энергоэффективность – в действии» позволяют широко освещать опыт работы по энергосбережению передовых коллективов в разных отраслях народного хозяйства. Широкий резонанс у населения вызвала акция «Минус 60 Ватт в каждой квартире», направленная на формирование общественного мнения о необходимости экономии электроэнергии.


С перспективой на будущее огромное внимание уделяется вопросам подготовки, воспитания подрастающего поколения. Принятие Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» позволило создать информационно-образовательную систему в области энергосбережения, организовать в ведущих вузах страны подготовку специалистов по новой специальности «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент», ввести учебный курс «Основы энергосбережения» во всех высших, средних специальных учреждениях, и факультативно – в средних школах.


Стало нормой проведение в детских садах и средних школах республики различных мероприятий: открытые уроки, классные часы, тематические праздники с участием родителей, экскурсии на объекты энергетики. Для системы школьного и дошкольного образования издаются методические пособия, детская познавательная литература, наглядная агитация.

 

Работа по обучению соблюдения режима экономии и бережливости среди подрастающего поколения находит горячий отклик в умах и сердцах наших детей. Сегодня они рисуют плакаты, пишут сценарии, ставят мини-спектакли, снимают видеоклипы. Самые творческие и активные становятся победителями ежегодного республиканского конкурса школьных проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон», получают дипломы на международных конкурсах и конференциях, разрабатывают проекты по энергосбережению и даже самостоятельно проводят энергетические обследования организаций. Результатом коллективного творчества детей и педагогов г. Гомеля стали «Гимн энергосбережения» и первый в республике музей энергосбережения. Школьники не только изучают вопросы энергосбережения, но и принимают посильное участие в их решении.



Заключение

В условиях мирового финансового кризиса и ограниченности ресурсного потенциала повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов приобретает для республики особую значимость.

 

Экономия становится не просто обязательным принципом хозяйствования, но важнейшим требованием поддержания национальной безопасности страны.

 

Реализация запланированных мер позволит в значительной степени повысить энергетическую безопасность страны, модернизировать и обеспечить высокую надежность основных производственных фондов топливно-энергетического комплекса, диверсификацию видов потребляемого топлива и стран его поставщиков, оптимизировать топливно-энергетический баланс за счет увеличения использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии, повысить эффективность использования энергоресурсов, снизить издержки при добыче, транспортировке и потреблении топливно-энергетических ресурсов, и повысить конкурентоспособность отечественной продукции.

 

www.energosovet.ru