Формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга

 

Орлова И.А., Мельник А.А.
Всероссийский конкурс для школьников «Инструментальные
исследования окружающей среды» в биологическом и экологическом
образовании
Отставание духовно-нравственного воспитания общества от успехов науки
и техники привело к тому, что человечество, овладев колоссальной энергией и
современными технологиями, стало похоже на ребенка, которому дали
поиграть с оружием.
В настоящее время экологическое образование, целью которого является
формирование экологической культуры, не есть новое направление в развитии
образовательных систем, это новый смысл и цель образовательного процесса.
Учитывая, что деятельностный компонент в экологическом образовании
является доминирующим, организация и реализация школьных
исследовательских работ экологической направленности в системе основного и
дополнительного образования весьма актуальна.
Инструментальные исследования окружающей среды, базирующиеся на
принципах научности, систематичности, региональности, вариативности,
интегративности, проблемности, социальной и личностной значимости,
профессиональной направленности, обладают большим воспитывающим и
развивающим потенциалом.
Школьная исследовательская работа выполняется по аналогии с
различными выпускными квалификационными работами (ВКР, дипломные
работы, магистерские диссертации) учреждений высшего профессионального
образования, то есть включает этапы целеполагания, информационно-
поисковый, теоретико-обобщающий, экспериментально-аналитический,
результативно- оценочный. На каждом этапе происходит формирование и
развитие соответствующих как общелогических, общеучебных, общетрудовых,
так и специфических исследовательских умений.
- На этапе целеполагания формируются: осознание и формулировка цели
исследования, разработка плана исследования в соответствии с этой целью;
- информационно-поисковом: библиотечно-библиографические (умение
пользоваться справочно-библиографическими материалами, составлять заявку;
осуществлять поиск литературы, используя библиографические данные;
составлять библиографическое описание источника литературы на основе
действующего ГОСТа), умения отбирать нужную информацию из найденных
источников литературы (умение выделить главное из текста, оценить значение
для организации исследования);
- теоретико-обобщающем: правильно выделять те теории, на которые
будет необходимо опираться при проведении учебного эксперимента, раскрыть
сущность теорий, обобщить теоретические положения, установить их
взаимосвязь, правильно использовать на различных этапах работы;
- экспериментально-аналитическом: обращение с лабораторной посудой,
распознавание веществ по физическим и химическим свойствам, проведение
лабораторных операций и др.; умения синтезировать вещества, вести
наблюдение за поставленным экспериментом, описывать полученные вещества,
делать выводы на основе наблюдений);
- результативно-оценочном: умение интерпретировать полученные
результаты (делать выводы), т.е. соотнесение цели и результатов; умение
наглядно представить полученные результаты с помощью символико-
графических средств в виде таблиц, графиков, рисунков, схем в электронном и
печатном вариантах, умение написать работу в соответствии с требованиями,
умение создать презентацию, умение выступить с докладом).
В содержании исследовательских работ можно выделить следующие
направления:
1. Мониторинговые исследования составных частей геосфер.
2. Исследования прикладного характера (анализ продуктов питания,
моющих средств и т. д.).
Педагогический эффект школьных исследовательских работ заключается в
том, что способствует глубокому, прочному и осознанному усвоению
химических, эколого-химических знаний как результата создания и
поддержания высокого уровня познавательного интереса, формированию
допрофессиональной экологической компетентности учащихся, потребности к
самообразованию.
Экологическая компетентность предполагает наличие у индивида
целостной системы знаний об экологии, о достижениях научно-технического
прогресса в этой области, включение этих знаний в систему его морально-
этических ценностей, умение и потребность использовать их как в
повседневной, так и в профессиональной деятельности, целостный
экологический взгляд на взаимоотношения человека, общества и биосферы.
Всероссийский конкурс «Инструментальные исследования окружающей
среды» проводится на протяжении 6 лет учебным центром ЗАО «Крисмас+»
совместно с комитетами правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской
области, вузами Санкт-Петербурга. Цель конкурса: развитие у школьников
интереса к учебно-исследовательской деятельности. Важное место в конкурсе
занимают исследовательские работы экологической направленности. В
исследовательских работах школьники с большим интересом исследуют
разнообразные экологические проблемы природных объектов своей местности.
При этом школьники проявляют умения выявлять проблемы, находить пути их
решения. Важная часть деятельности участников конкурса – природоохранная,
в ходе которой они познают культуру и природу родного края, также
становятся активными пропагандистами экологических знаний среди
сверстников и всего населения. При этом совершенствуются навыки не только
в области исследований, но и публичном представлении результатов своей
работы.
За 5 лет школьниками были представлены результаты исследования
большого количества природных объектов различных регионов России по
таким показателям, как химические, биологические, физические и т.д. Многие
объекты нуждаются в защите и проведении мероприятий по восстановлению,
хотя встречались объекты с благополучным состоянием. В задачу юных
исследователей входило выявление экологических проблем, при их отсутствии
– предложений по сохранению экологического благополучия. Для того чтобы
результаты исследования были максимально достоверны, важную роль
приобретает владение инструментальными методами исследования,
достаточными знаниями в области экологии, а также химии, биологии и
физики. Разные авторы использовали в своей деятельности как простейшие
средства, как, например, сачки гидробиологические, так и более совершенное
оборудование, например, прибор для замера уровня шума на местности
(шумомер). Исследования эколого-химических показателей производилось в
учебных химических лабораториях, а в полевых условиях – портативными
средствами измерения. Наиболее совершенными портативными средствами
учебных исследований можно назвать комплекты из состава учебно-
методического комплекса «Экологический практикум» производства ЗАО
«Крисмас+» (Санкт-Петербург). Это тест-системы для исследования воды,
почвенных вытяжек и продуктов питания, тест-комплекты, портативные
лаборатории «Пчелка-У», «НКВ», «НКВ-Р», санитарно-пищевая лаборатория
«СПЭЛ-У» и др. Работают с этими наборами, как старшие школьники, так и
школьники младших классов.
Результаты своих исследований участники должны грамотно оформить в
виде исследовательской работы, а также подготовить доклад и иллюстративный
материал (чаще всего это мультимедийная презентация) к публичной защите на
конференции.
Источники информации.
1. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные
исследования окружающей среды». Методические рекомендации. Под ред.
Мельника А.А. – СПб.: Крисмас+, 2009. – 55 с.
2. V Межрегиональный конкурс «Инструментальные исследования
окружающей среды». Сборник материалов / под ред. А.А.Мельника,
М.В.Буевой – СПб.: Крисмас+, 2010. – 196 с.
3. Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/

Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, преемственно формулируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности общества и человека.




Формирование экологической культуры должно быть направлено на формирование у населения Санкт-Петербурга всех возрастов и социальных групп активной общественной позиции как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в деле практического участия в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды, предотвращение и недопущение экологических правонарушений.

 

Основными направлениями деятельности по формированию экологической культуры населения Санкт-Петербурга должны стать:

 

  1. совершенствование системы экологического образования (подготовка педагогических кадров, развитие экспериментальных площадок экологического образования на базе учебных учреждений Санкт-Петербурга;

     

  2. развитие эколого-просветительской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и взрослых;

     

  3. оказание поддержки образовательным и детским общественным организациям, ведущим активную работу в экологическом направлении;

     

  4. привлечение общественных объединений и иных некоммерческих организаций к решению актуальных экологических проблем Санкт-Петербурга;

     

  5. проведение общегородских массовых экологических мероприятий, направленных на привлечение внимания населения Санкт-Петербурга к вопросам охраны окружающей среды, обеспечению безопасности жизнедеятельности и здоровья;

     

  6. развитие системы профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

     

  7. повышение информированности деловых кругов Санкт-Петербурга по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;

     

  8. создание специальных программ на каналах телевидения и радио, освещение актуальных проблем охраны окружающей среды в средствах массовой информации и при помощи социальной рекламы;

     

  9. увеличение объема издаваемой специализированной литературы, журналов, газет, буклетов, рекламной продукции по экологической проблематике и ее распространение среди населения Санкт-Петербурга, совершенствование работы экологической видеотеки;

     

  10. создание и поддержание веб-сайтов по актуальным вопросам охраны окружающей среды.

     

     

    Межрегиональный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды»

     

    В2009/2010 учебном году в Санкт-Петербурге при поддержке Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга вот уже в пятый раз прошел межрегиональный конкурс исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды».

     

    В конкурсе участвуют школьники 7-11 классов средних общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Они представляют исследовательскую работу, выполненную с использованием инструментальных методов исследования и портативного оборудования и оформленную в соответствии с требованиями.

     

    24 апреля 2010 года в ЭБЦ «Крестовский остров»состоялась конференция, на которой школьники представили свои доклады.

     

    14 мая 2010 года победители конкурса были награждены во Дворце Труда.

     

     

    Подробную информацию о V конкурсе«Инструментальные исследования окружающей среды» можно скачать здесь

     

     

    Информацию о VIконкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды» можно скачать здесь

     

     

    Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/

    www.infoeco.ru