Организационно-правовые вопросы реализации политики энергосбережения

Добрынин А.Б., начальник ГУ «Петербурггосэнергонадзор», Санкт-Петербург; Школа А.В., зам. начальника ГУ «Петербурггосэнергонадзор», Санкт-Петербург

 

1. Государственная политика в вопросе реализации мероприятий по эффективному использованию ТЭР

    Опыт наиболее развитых стран мира показывает, что рост производства энергоресурсов на душу населения и их рациональное потребление являются основой высокого уровня жизни и эффективной экономики. На рубеже третьего тысячелетия экономия всех видов энергии, ее эффективное использование, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий становятся приоритетными направлениями хозяйственной деятельности.

    Это обусловлено тем, что энергосбережение как способ обеспечения растущей потребности в энергии и энергоносителях по разным оценкам в 2-5 раз выгоднее, чем строительство новых мощностей по производству тепловой и электрической энергии для тех же целей.

    Исследованиями, проведенными Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга с привлечением научных, проектных и эксплуатирующих организаций, установлено, что удельное потребление энергии в городе, как и в других городах России, в 3-4 раза превышает аналогичные показатели развитых стран и составляет около 400 кВт*ч в год на м2 отапливаемой площади, 230 л горячей воды, 250 л и более холодной воды на 1 человека в сутки при 80-100 л соответственно в развитых странах.

    Приведенные цифры говорят об огромном потенциале энергосбережения в Санкт-Петербурге. По оценке специалистов он составляет 30-40 % годового потребления энергоресурсов. Снижение потребления тепла и горячей воды только на 10 % за год дает экономию свыше 1000 тыс. т у.т. (около 400 млн. руб.).

    Наиболее остро проблема эффективного использования энергоресурсов стоит перед бюджетными организациями.

    Суммарная стоимость услуг ЖКХ в России в 2001г. составила 360 млрд. руб. Население оплатило 170 млрд. руб., или 47% (в 1993г. эта доля была равна 10%), бюджеты всех уровней – 129 млрд. руб. (36%), дефицит составил 61 млрд. руб. (17%). Услуги ЖКХ только в 2001г. подорожали на 57%. Вклад повышения квартплаты в общий рост цен в январе 2002г. составил 14%. За 9 месяцев 2002 года общий рост тарифов по Санкт-Петербургу составил ~ 26%.

    В ноябре 2001г. правительством была утверждена программа «Реформирование и модернизация жилищного комплекса РФ». Главным стержнем этой программы стал тезис об ускоренном переходе на 100-процентную оплату населением услуг ЖКХ. То есть реформа ЖКХ сводилась в основном к изменению пропорций в оплате. Предполагалось, что рост расходов населения стимулирует рачительное расходование тепла, воды, бережное отношение к жилому фонду. Однако, чем выше тарифы для населения, тем выше льготы, выплачиваемые из федерального бюджета. В Череповце, который уже в июле 2001г. перешел на 88% оплаты коммунальных услуг, сумма льгот выросла с 40 до 200 млн. руб. В Хабаровском крае за субсидиями обратятся 50 % семей (соответствующие оценки приведены в бюллетене «Новости теплоснабжения» №9, 2001г.). Таким образом, поставленная Программой задача снижения нагрузки на федеральный и муниципальные бюджеты на этом пути не решается. (ЦЭНЭФ «Энергетическая эффективность», стр.2, №34 2002г.). Альтернативы энергосбережению, как одному из путей реформирования ЖКХ, мировой опыт развития не показал.

    Как изменить ситуацию и достигнуть аналогичных зарубежным или лучших результатов? Государство законодательно определило эти направления так. Согласно статьи 9 Федерального закона от 03.04.1996г. №28-ФЗ «Об энергосбережении» разработка энергосберегающей политики государства осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. №938 утверждено Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации. Этот документ четко определил функции и задачи структур Госэнергонадзора. Одним из приоритетных направлений деятельности органов и учреждений Госэнергонадзора является осуществление надзора за проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации, разработки, проектирования, изготовления, наладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования. Сбережение топливно-энергетических ресурсов – понятие емкое и включает в себя различные аспекты и направления деятельности. Это организация учета производства и потребления энергоресурсов и топлива, организация экспертизы проектов по использованию на стадии проектирования энергоэффективных технологий, схем, методов, оборудования и приборов. Это и контроль за эффективностью использования средств федерального бюджета, направляемых на цели энергосбережения, контроль за проведением организациями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования и многое другое. Но отдельным пунктом отмечена работа по организации и проведению обязательных энергетических и энергоэкономических обследований предприятий и организаций (независимо от форм собственности) в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.

    В соответствии с «Положением о государственном энергетическом надзоре в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.98г. Пункт 6: «Органы и учреждения Госэнергонадзора осуществляют надзор за:

  • проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации, разработки, проектирования, изготовления, наладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования; (для юридических лиц это требование ГОСТ Р 51379-99 стр.17 приложение Ц);
  • обеспечением организациями безопасности основных сооружений гидравлических и тепловых электростанций;
  • соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом;
  • организацией учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
  • проведением организациями балансовых электрических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования;
  • эффективностью использования средств федерального бюджета, направляемых на цели энергосбережения.

2. Нормативные требования по разработке рекомендаций по эффективному использованию ТЭР

    Эффективное использование энергетических ресурсов: достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды (ФЗ.ПР.ГОСТ Р 51379-99. ГОСТ Р 51541-99).

    Существующий уровень развития техники определил действующие в энергетике нормативы. Поэтому для определения рационального использования ТЭР на каждом конкретном предприятии необходимо провести сертификацию энергопотребляющей продукции, т.е. подтверждение соответствия продукции нормативным, техническим, технологическим, методическим и иным документам в части потребления энергоресурсов топливо- и энергопотребляющим оборудованием (ГОСТ Р 51387-99). А для этого необходимо провести энергетическое обследование:

  • обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности их использования и выработки экономически обоснованных мер по их повышению (ГОСТ Р 51387-99);
  • обследование организаций (юридических лиц), объектов организаций-потребителей ТЭР, проводимое в обязательном или добровольном порядке, для определения эффективности использования разработки наиболее эффективных способов его реализации.

    На основании результатов энергетического обследования:

  • расчета топливно-энергетического баланса ТЭБ согласно требований ГОСТ;
  • определения мест непроизводительного расхода ТЭР;
  • определения энергоемкости производства продукции;
  • определения (на основании: сбора и анализа статистических данных, изучения технологической документации, проведения инструментального обследования, анализа всей полученной информации и расчета показателей по согласованным Госэнергонадзором методикам) нормативных и фактических показателей энергетической эффективности объекта (или отдельно технологического процесса);
  • определения на обследуемом предприятии вторичных топливно-энергетических ресурсов (ВЭР) и возможностей их использования: разрабатываются организацией-аудитором на основании требований «Правил проведения энергетических обследований организаций», утвержденных 25.03.98г. (в дальнейшем – ПР) п. 6.5 и п.4.2 и ГОСТ Р 51379-99 приложение «Ц» рекомендации по энергосбережению. Обоснование экономических, организационных, технических и технологических усовершенствований, направленных на повышение энергоэффективности производственных процессов, с обязательной оценкой возможностей их реализации, предполагаемых затрат и прогнозируемого эффекта в физическом и денежном выражении.

    Необходимость разработки рекомендаций по эффективному использованию ТЭР определена «Правилами проведения энергетических обследований организаций» и ГОСТ Р 51379-99 п.5.1.4 и 5.1.5.

 

Форма их представления определена нормативно в энергетическом паспорте предприятия (по результатам энергетического обследования объекта) согласно ГОСТ Р 51379-99 приложение «Ц», а в Санкт-Петербурге – это решение Правления РЭК СПб от 22.08.01г. Причем при разработке рекомендаций должна быть фиксирована полная энергоемкость продукции (требование п.5.27 ГОСТ) по каждой конкретной рекомендации с указанием ее изменения после внедрения рекомендации, т.е. «…величина расхода энергии и топлива на изготовление продукции, включая расход на добычу, транспортирование, переработку полезных ископаемых и производство сырья, материалов, деталей с учетом коэффициента использования сырья и материалов (ГОСТ Р 51387-99)».

    Согласно требований ГОСТ Р 51380-99 «Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности» должны быть установлены в программе проведения энергетического обследования каждой технологической цепочки до разработки рекомендаций и зафиксированы в отчете по результатам энергетического обследования, согласованного УГЭН Госэнергонадзора РФ.

    Энергетический паспорт с рекомендациями по эффективному использованию ТЭР в обязательном порядке, не позже десяти дней после окончания разработки аудиторами – согласовывается с УГЭН Госэнергонадзора по территории и один его экземпляр хранится в территориальном органе государственного энергетического надзора (основание ГОСТ Р 51379-99 п.4.7 и п.6.5 «Правил проведения энергетических обследований организаций»). Гриф секретности энергетического паспорта определяет руководство потребителя ТЭР в установленном порядке. На территории Санкт-Петербурга Администрация установила гриф «Для служебного пользования».

3. Оформление обязательств аудитор-заказчик

    Чтобы разработанные рекомендации по эффективному использованию ТЭР соответствовали требованиям нормативов, действующих в энергетике, на проведение энергетического обследования между Заказчиком и аудиторской фирмой заключается договор. В договоре на проведение энергетического обследования «Заказчики» обязаны выполнить требования:

  1. К договору прикладывается техзадание на проведение энергетического обследования, согласованное с УГЭН (требование п.4.4 ГОСТ Р 51380-99) с таблицей определяемых показателей энергетической эффективности.
  2. Существующие до энергетического обследования показатели энергетической эффективности «Заказчик» прикладывает к договору в виде «декларации производителя продукции» (требования п.5.1 ГОСТ Р 51380-99). Взаимно энергоаудитор берет на себя договорные обязательства:
  3. Заключительный раздел энергетического паспорта потребителя ТЭР должен включать:
    • перечень зафиксированных при обследовании потребителя фактов непроизводительных расходов ТЭР с указанием их величины в стоимостном и натуральном выражении;
    • предлагаемые направления повышения эффективности использования ТЭР с оценкой экономии последних в стоимостном и натуральном выражении с указанием затрат, сроков внедрения и окупаемости;
    • количественную оценку снижения уровня непроизводительных расходов ТЭР за счет внедрения энергосберегающих мероприятий (потенциал энергосбережения).
  4. Неотъемлемой частью договора на энергетическое обследование должно быть задание на разработку «Обоснований**», в котором приводятся исходные данные, основные технико-экономические показатели и требования «Заказчика» (стр.1 п.32 СП 11-101-95).

    По предложениям Госэнергонадзора РФ перечень нормативных документов (»Обоснований**»), на основании которых выполняется расчет эффективности использования ТЭР, по согласованию с органом исполнительной власти прикладывается к договору, для руководства при выполнении работ (основание – ГОСТ Р 51380-99 п.5.3.2 и п.6.5).

    В Санкт-Петербурге утверждено на заседании Правления РЭК г. Санкт-Петербурга содержание «Обоснований**» (требования к содержанию ТЭО экономической эффективности внедрения мероприятий по энергосбережению). При проведении расчетов обоснований необходимости внедрения рекомендаций по рациональному использованию ТЭР аудитор руководствуется следующими нормативами: «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» СП 11-101-95.

    Информацию о требованиях к технико-экономическому обоснованию внедрения мероприятий по энергосбережению возможно получить в отделе энергосбережения ГУ «Петербурггосэнергонадзор».

    В соответствии с требованиями «Правил эксплуатации электроустановок потребителей», п. 1.5.16 и 1.5.2, 1.5.3 и 1.5.4, на каждом предприятии должно быть разработано «Положение об энергетической службе», где должны быть определены структуры: а). системно выдающие в подразделения, участки, цеха нормы расхода ТЭР; б). подводящие ежемесячно и ежеквартально итоги их выполнения; в). составляющие формы статистической отчётности № 11-ТЭР; г). ежеквартально готовящие итоговые приказы. Причем существенный эффект этому мероприятию придает наличие системы АСКУЭ на предприятии и ежедневное использование автоматически полученных данных по расходу ТЭР за прошедшие сутки на оперативное воздействие менеджерами всех уровней на производственные подразделения в целях эффективного использования ТЭР.

    В соответствии с требованиями стандартов «Единой системы технологической документации» на производственные процессы на каждом предприятии, в соответствии с ГОСТ 3.1102-81 (в объёме действующей проектной документации) в составе технологической документации должны быть по действующим нормативам:

  • «Ведомость удельных норм расхода материалов» ВУП;
  • «Ведомость специализированных норм расхода материалов» ВСН;
  • «Ведомость расхода материалов» ВМ.

    Причем все эти документы должны быть разработаны на каждый технологический процесс, и все эти данные сконцентрированы в «Карте технологического процесса» КТП или ППР (для строительства), без которых по действующим сегодня нормативам невозможно допустить в эксплуатацию ни одно производство, и без знакомства с которыми нельзя допустить к производству работ ни одного рабочего.

    Наладчики обязаны использовать эти документы при выводе работы оборудования на проектную мощность и при составлении балансов и использовать при этом:

  • «Карту технологической информации» КТИ;
  • «Карту наладки» КН;
  • «Карту измерений» КИ.

    В результате наладки объектов, потребляющих ТЭР, выдают режимные карты, которые документально подтверждают фактическое выполнение удельных расходов ТЭР на производстве и балансы расхода ТЭР в соответствии с требованиями ГОСТ 27322-82. Эти нормативы проверяются инспекцией Госэнергонадзора РФ и согласовываются. Только после этого они используются как норматив для списания ТЭР на себестоимость произведенной продукции. Сверхнормативный расход ТЭР должен оплачиваться за счет виновных в перерасходе или за счет прибыли предприятия. Факты списания сверхнормативных расходов ТЭР на себестоимость должны выявляться при энергетических обследованиях, подтверждаться документально и передаваться в налоговые органы для принятия мер административного воздействия на должностных лиц.

    Вышеперечисленная технологическая документация должна быть в каждом допущенном к эксплуатации предприятии в соответствии с требованиями пунктов 3.5 и 4.17 СНиП 3.01.04-87 «Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения». Она входит в стоимость введенных в эксплуатацию основных средств, и комплектность ее должна ежегодно проверяться членами инвентаризационных комиссий при годовой инвентаризации у должностных лиц, а при приеме-сдаче должности чиновниками – указанная документация передаваться по актам для обеспечения ее сохранности и знания эксплуатационных требований.

    При утере перечисленной документации, стоимость ее удерживается с подотчетных лиц, и за эти средства восстанавливают документацию.

    Территориальные управления «Департамента государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности «Госэнергонадзор» руководствуются этим постановлением Правительства РФ и действующими нормативами в энергетике и стандартами по энергосбережению:

СТАНДАРТЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

Наименование

Номер

Введен в действие с

1

Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы

ГОСТ Р 51379-99

2000-09-01

2

Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования

ГОСТ Р 51380-99

2000-09-01

3

Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения

ГОСТ Р 51387-99

2000-07-01

4

Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования

ГОСТ Р 51388-99

2000-07-01

5

Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения

ГОСТ Р 51541-99

2000-07-01

6

Система сертификации ГОСТ Р. Анализ состояния производства при сертификации продукции

ГОСТ Р 50.3.004-99

2000-07-01

7

Единая система технологической документации. Справочное пособие

ГОСТ Р 50591-93

1994-07-01

8

Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений

ГОСТ Р 8.563-96

1997-07-01

9

Энергобаланс промышленного предприятия

ГОСТ 27322-87

1987

 

 

 

4. Для реализации выше перечисленных нормативов, действующих в энергетике ГУ «Петербурггосэнергонадзор» организует реализацию государственной политики энергосбережения в Санкт-Петербурге по следующим направлениям:

  1. Реализация «Соглашений»:
    • с Администрацией Санкт-Петербурга;
    • с РЭК Санкт-Петербурга;
    • с Исполнительной Дирекцией Демонстративной зоны высокой энергетической эффективности «Санкт-Петербурга»;
    • Центром испытаний и сертификации Санкт-Петербург;
    • с МежВУЗовским Советом СПб по энергосбережению;
    • с МВД России;
    • с Госгортехнадзором;
    • институтом энергетических технологий Норвегии IFE;
    • Европейской Экономической Комиссией ООН.
  2. Проведения комплексного государственного контроля выполнения юридическими лицами нормативов действующих в энергетике при реализации постановления Правительства РФ №938 от 12.08.98г.:
    • на стадии согласования проектов;
    • выдачи технических заключений лицензиатам при получении лицензий;
    • контроля деятельности наладочных организаций;
    • сертификации электроустановок зданий;
    • сертификации топлива;
    • сертификации показателей энергетической эффективности;
    • допуска энергетических установок в эксплуатацию;
    • проведения энергетических обследований организаций;
    • проведения комплексных обследований организаций;
    • проверки выполнения предписаний;
    • проведения комплекса работ по подготовке к зиме;
    • выдачи независимых заключений в арбитражные суды по искам;
    • выдачи предписаний учебным заведениям при произвольной трактовке законов действующих в энергетике при проведении семинаров;
    • при подготовке заключений на материалы организации при рассмотрении их на РЭК СПб на установление тарифов на выработку и транспортировку электрической и тепловой энергии;
    • передачи заключений в государственные органы на начало процедуры отзыва лицензий за систематическое невыполнение законов действующих в энергетике.
  3. Обучение персонала оптимальным методам внедрения: энергосберегающих материалов, технологий; расчета эффективности внедрения рекомендаций по энергосбережению; расчета выбросов парниковых газов в котельных и их инструментальному определению; нормативам действующим в энергетике согласно приказа №10 от 16.02.2001г.
  4. Сбор банка данных об эффективных энергоресурсосберегающих технологиях, материалах; опробованных организационных формах их внедрения и популяризация их в СМИ, на семинарах, выставках, конференциях, их рассылка юридическим лицам по запросам.
  5. Разработка временных методических рекомендаций по проведению энергетических обследований, расчетам показателей энергетической эффективности и их согласование с научно-техническими центрами и Госэнергонадзором РФ.
  6. Организация деятельности аудиторов по их аккредитации, по обязательным энергетическим обследованиям организаций в Санкт-Петербурге, контроль за выполнением нормативов действующих в энергетике путем согласования программ энергетических обследований и энергетических паспортов.
  7. Участие в разработке нормативов, действующих в энергетике.
  8. Проведение энергетических обследований лабораториями ГУ «Петербурггосэнергонадзор».
  9. Участие в работе «Консультативно-экспертного Совета при Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга».
  10. Организация учебных тренингов, семинаров, выставок, конференций по энергосбережению.
  11. Разработка измерительных комплексов для замера потерь ТЭР.
  12. Разработка лимитов по потреблению ТЭР для организаций бюджетной сферы и контроль их выполнения.
  13. Участие в разработке энергоэффективных технологий.
  14. Разработка справочников энергоэффективного оборудования.
  15. Проведение маркетинга и расчет ТЭО и разработка инвестиционных проектов внедрения биотоплива в регионе и замене им дальнепривозных видов топлива: угля, мазута.
  16. Участие в подготовке пилотных проектов и их реализация в рамках программы «Энергоэффективная экономика России – 2002″.
  17. Обмен опытом работы с Центрами энергоэффективности и УГЭН других регионов.
  18. Организация в Санкт-Петербурге городского смотра-конкурса по энергосбережению.
  19. Участие в работе международных организаций в Таллинне (Эстония), Риге (Латвия); Барселоне (Испания), Швеции.
  20. Реализация комплекса работ по внедрению на обследуемых предприятиях комплекса рекомендуемых мероприятий по принципу ЕСКО. Пример – система электроснабжения бассейна УССО «Динамо».
  21. Оценка надежности системы энергоснабжения предприятий, разработка мер по ее повышению.
  22. Исследование, разработка и выдача экспертизы промышленной безопасности на объектах энергетики.
  23. Выдача независимых заключений по эффективности внедрения энергосберегающих мероприятий.
  24. Выдача независимых заключений по оптимизации статей затрат на себестоимости выработки электрической и тепловой энергии.
  25. Согласование балансов ТЭР предприятий Санкт-Петербурга, согласований программ ремонтов энергоснабжающих организаций.
Источник: WWW.ТЕПЛОПУНКТ.ru,
http://www.teplopunkt.ru

www.energosovet.ru