Задача энергоаудита в сфере ЖКХ в доступности и в эффективности

На сайте «Портал-Энерго.ru» размещено объявление о создании Некоммерческого Партнерства «Национальное агентство энергоаудиторов в ЖКХ». В размещенных документах поясняются цели и задачи создания этого профессионального объединения. Сама идея специализации энергоаудита на проблематике ЖКХ понятна. Но, тем не менее, имеется ряд вопросов, которые мы задали генеральному директору НП Артикову Рашиду. 


 

 

В настоящее время идет интенсивный процесс создания СРО энергоаудиторов. В основном это универсальные СРО. Зачем нужна организация специализированного СРО энергоаудиторов в ЖКХ?

 

Как правило, узкая специализация повышает квалификацию. Есть такое выражение – профильное образование, профильная специализация. Так основной профиль нашего Партнёрства – сфера ЖКХ. Согласитесь, что ЖКХ отличается от промышленных объектов, есть своя специфика и особенности. В ЖКХ много типовых решений, которые можно тиражировать. В то же время много решений, которые привязаны к местным условиям, и в этих случаях рекомендации по повышению энергоэффективности уникальны. Одна из целей создания Национального агентства энергоаудиторов в ЖКХ – объединение информации об уникальных решениях и тиражирование передового опыта энергосбережения. Думаю, такой подход выгоден и потребителю и энергоаудиторам, которые специализируются на обследованиях в ЖКХ.

 

Какие основные приложения деятельности для энергоаудиторов Вы видите в создаваемом СРО?

 

Полный комплекс услуг по энергетическим обследованиям и энергетическому консалтингу в ЖКХ, с перспективным видением проблем на длительное время вперёд. Такой подход возможно реализовать при условии подбора энергоаудиторов с многолетним опытом работы на объектах ЖКХ. Мы планируем, что основной состав Партнёрства это управляющие компании, обслуживающие жилой сектор и объекты социальной инфраструктуры. Уже сейчас понятно, что входящие в состав нашего некоммерческого партнерства компании имеют значительный практический опыт, знание эксплуатационного оборудования и инженерных сетей и коммуникаций. Об этом говорит их внушительный послужной список.

 

ЖКХ – это только обслуживание жилфонда. Каким Вы видите приложение своих усилий в сфере управления и другой недвижимостью? Например, торгово-офисных помещений, административных зданий, объектов социальной инфраструктуры?

 

Организации, входящие в наше Партнёрство, согласно Закона «Об энергосбережении ….» имеют право проводить энергетические обследования на любых объектах. Этим они и будут заниматься. Но основные наши усилия будут направлены на специализацию проведения энергетических обследований в сфере, обслуживаемой предприятиями ЖКХ.

 

Обычно заявляемая стоимость комплексного аудита от 500 до 700 тысяч рублей. Сегмент Вашей деятельности, в основном, не связан с извлечением прибыли. Это жилые дома и объекты социальной инфраструктуры. Ваш потенциальный потребитель менее платежеспособен и объекты попроще. Какие цены энергоадита Вы прогнозируете в Вашем СРО?

 

Мы уже давно работаем на рынке энергетических обследований. Цена зависит от этажности, физического износа, разветвлённости инженерных коммуникаций на объектах и, конечно, от индивидуальных требований заказчика, описанных в техническом задании на проведение обследования. Цена обследования также зависит от количества домов и их типажа. Если дома одной серии и их несколько, то это снижает затраты энергоаудитора, а следовательно и снижается общая цена. О цене энергетического обследования можно говорить только после получения технического задания на обследование и конечно, у наших организаций цена энергоаудита в разы ниже приведённых Вами цифр.

 

А всегда ли необходим комплексный энергоаудит? Какие виды энергоаудита Вы считаете целесообразными в ЖКХ и насколько будет различаться их стоимость?

 

Во- первых, все определяет заказчик энергетического обследования. Заказчик сейчас грамотный и прекрасно разбирается в том, что ему нужно.

 

Во- вторых, нет необходимости проведения энергоаудита всего сразу, если планируются мероприятия только по утеплению ограждающих конструкций. В этом случае будут проведены соответствующие исследования и выданы необходимые рекомендации.

 

В-третьих, проведение локального энергоаудита не исключает возможности оказания энергоаудиторской компанией консалтинговых услуг в планировании последующих мероприятий повышения энергоэффективности. Если заказчику нужно поэтапно приводить объект в порядок, он может использовать поэтапный энергоаудит.

 

В-четвертых, стоимость выборочного энергоаудита, естественно, значительно, часто в разы ниже, чем комплексного. Это выгодно заказчику и позволяет не отвлекать дополнительные средства на планирование мероприятий отдаленной перспективы.

 

Вы называетесь громко – Национальное Агентство. В определенной степени, это заявка на выработку правил и стандартов отношений в порядке определения уровня энергетической эффективности жилья и объектов коммунальной инфраструктуры. Каким образом Вы видите свое СРО в этом процессе?

 

В основном члены нашего партнёрства – это управляющие компании, обслуживающие жилые дома по всей России. И это нам даёт возможность, объединив их опыт и мнение, обращаться в Минрегион для выработки и принятия прогрессивных решений при разработке методик и правил технической эксплуатации объектов коммунальной и жилищной сферы. Сегодня опыт входящих в наше Партнерство предприятий изучают многие организации, мы тесно сотрудничаем с Государственной думой РФ, Общественной Палатой и другими правительственными организациями.

 

С какими организациями федерального уровня у Вас налажено или намечается взаимодействие? Каким образом Вы намерены проводить работу с регионами?

 

Тесно работаем с региональными администрациями по всей России, особенно в ЦФО. И с каждым днём у органов исполнительной власти проявляется всё больший интерес к нам и нашим организациям. Программы по энергосбережению приняли многие, теперь их надо исполнять с учетом современных требований и международных стандартов, чем и занимается наше Партнёрство.

 

Как Вы считаете, каков объем рынка энергетических обследований в ЖКХ и сколько энергоаудиторов для этого понадобится?

 

На совещании по энергосбережению в одном из федеральных округов прозвучала информация о том, что стране необходимо 25 000 специалистов, чтобы выполнить энергетические обследования на всех объектах, указанных в Законе «Об энергосбережении …». Это прогноз до 2012 года. А вот после 2012 года, обследования нужно будет проводить только один раз в 5 лет или во время проведения капитального ремонта, реконструкции, реставрации и в некоторых других случаях. Спрос на энергоаудиторские услуги резко сократится, и именно поэтому мы предлагаем энергоаудитом заняться управляющим компаниям, это позволит им сократить риски занятости и переключать грамотных специалистов по энергетическим обследованиям с выдачи официальных заключений на технологический энергоаудит, который проводится в связи с реализацией мероприятий по энергосбережению.

 

Каким образом Вы будете налаживать взаимодействие с универсальными СРО энергоаудиторов? Они для Вас конкуренты?

 

Нет, для нас они коллеги на рынке энергоаудита и если наши коллеги могут предложить то, чего у нас нет, мы конечно готовы у них этому поучиться при тесном взаимодействии с КНТС СРО и АРИР МАЭН. При таком огромном перерасходе энергоресурсов, какой имеет место быть в нашей стране, работы по приведению в порядок всей системы энергопользования – непочатый край. Думаю, что на этом рынке нам не будет тесно.

 

Каким Вы видите взаимодействие Вашего НП с СРО строителей, управляющих жилищных компаний, аудиторов, оценщиков?

 

Исходя из нашего опыта, очень многие наши организации состоят сразу в нескольких непрофильных СРО, а именно строительном, проектном и нашем. Расчет экономии прост – зачем нанимать стороннюю компанию, когда дешевле сделать самим и иметь возможность предложить эти услуги на рынке. Возможность привлечения дополнительных объёмов работ, даёт возможность увеличить доходную часть и оплату сотрудников. Кроме того, задача, поставленная Законом «Об энергосбережении …» для всех одна: повышение энергоэффективности. Наша цель в этом процессе – взаимоувязывание интересов и возможностей со смежными СРО и повышение деловой активности на рынке деятельности по повышению энергоэффективности.

 

Саморегулирование – это прежде всего организация качественной работы по предоставлению услуг и обеспечение профессиональной ответственности перед потребителем, если что не так. Каким образом в Вашем СРО планируется обеспечение ответственности перед потребителем? Реальной, а не декларируемой. При возникновении конфликтных ситуаций на чьей стороне Вы будете? Потребителя или энергоаудитора?

 

В случае конфликтной ситуации мы будем на стороне ЗАКОНА, а разбираться в причинах конфликта будет экспертный Совет, состоящий из специалистов высокого уровня. Такой Совет имеется в нашем НП. Мы готовы приглашать в него консолидированных представителей потребителей. Если зайдем в тупик, можем обратиться в КНТС и АРИЭР МАЭН. Но я думаю, что приоритет запросов потребителя все – таки главное в любом бизнесе. Это прекрасно понимают входящие в состав нашего НП компании. Не думаю, что такие конфликтные ситуации будут частыми в нашем профессиональном сообществе. Мы таким образом формируем наши внутренние стандарты и правила, что бы не допустить конфликтных ситуаций, которые нарушают права потребителя и приводят к его неудовлетворенности предоставленными услугами.

 

Чем выгодно взаимодействие с Вашим НП-СРО для конечного потребителя услуг энергоаудита? Я имею в виду заказчиков из ТСЖ, управляющих жилищных компаний, коммунальных предприятий, объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц ….)?

 

Управляющие компании, обслуживающие дома, знают их индивидуальные особенности, инженерные коммуникации, оборудование с которым они работают много лет. Ведут статистику и анализ. А теперь представьте, что пришла другая организация. Мне кажется, что ответ очевиден. Сокращаются сроки проведения обследования, План мероприятий по энергосбережению составляется на основе опыта эксплуатации и с учётом дальнейшего обслуживания. Аудит проводит организация, которая была зарегистрирована не за день до вступления в СРО. Я например, живу в доме с 1995 года, и всё это время наш дом обслуживает одна бригада электриков, которые могут выполнить любые работы связанные с потреблением электроэнергии с закрытыми глазами. И так почти во всех домах сферы ЖКХ. То же самое касается и объектов бюджетной сферы, расположенных одном микрорайоне. Представьте ситуацию: проводится конкурс на энергетическое обследование 10 жилых домов в одном микрорайоне или 5 школ. В конкурсных условиях, как правило, два параметра – это минимальная цена и кратчайшие сроки проведения. Какая организация предложит меньшую цену и короткие сроки, та и выиграет право на проведение этих работ. Зачастую конкурсы на таких условиях выигрывают непрофессиональные организации, за которые потом придется отвечать СРО, если Заказчик примет решение о выставлении претензии. Я ещё раз обращаю внимание, что желательно энергетическое обследование поручить организации, которая много лет занимается этой проблемой и территориально расположена в непосредственной близости. При формировании политики качества в нашем профессиональном сообществе мы исходим из этих принципов.

 

Как в настоящее время идет формирование Вашего некоммерческого партнерства? Какие планы на включение в госреестр СРО?

 

Внимательно готовим документы к регистрации, консультируясь с АРИЭР МАЭН и КНТС. Не хочется получить возврат документов при регистрации в Минэнерго. Такие преценденты в Минэнерго уже есть. Организации вступают к нам из разных регионов РФ. Мы ставим своей задачей охватить все регионы, чтобы в каждом субъекте РФ была одна или несколько организаций, входящих в наше Партнёрство. Тогда нам легче готовить аналитические материалы и прогнозировать дальнейшую работу, исходя из тех целей, которые ставит перед собой наше Национальное агентство энергоаудиторов в ЖКХ.

 

Автор: Коваль Сергей Петрович

portal-energo.ru