ОБ УГРОЗАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, БИОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗНООБРАЗИЮ И ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННОМУ ПОТЕНЦИАЛУ, А ТАКЖЕ О МЕРАХ ПО МИНИМИЗАЦИИ ЭТИХ УГРОЗ

ПОЗИЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЮЗА

ПО СИТУАЦИИ С ПОДГОТОВКОЙ К ЗИМНИМ ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ 2014 ГОДА В г.СОЧИ,

ОБ УГРОЗАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, БИОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗНООБРАЗИЮ И ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННОМУ ПОТЕНЦИАЛУ, А ТАКЖЕ О МЕРАХ ПО МИНИМИЗАЦИИ ЭТИХ УГРОЗ

Основная экологическая ущербность идеи проведения зимних олимпийских игр в Сочи состоит в том, что большинство спортивных объектов, а также объекты инфраструктуры в районе Красной Поляны планируется разместить на землях Сочинского национального парка, в том числе на территориях, непосредственно примыкающих к границам Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ». Это противоречит требованиям российского законодательства к целям и задачам этой особо охраняемой природной территории, а также к режиму ее охраны и использования. Частично эту правовую проблему удалось решить, изменив в рекордно короткие сроки лесное и природоохранное законодательство. Однако перестройка законодательства «под олимпиаду» открыла широкие возможности для хозяйственного освоения не только особо охраняемых природных территорий в месте проведения зимних олимпийских игр 2014 года, но и по всей территории России. При этом основное требование, предусмотренное статьей 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», – запрет любой деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, отменить не получилось, так как иначе территория национального парка перестала бы быть де-юре и де-факто особо охраняемой.

В статье 95 Земельного Кодекса Российской Федерации указано, что в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Статья 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» говорит о том, что территории национальных парков предназначены для использования только в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Эти прямые законодательные запреты не помешали властям России получить право на проведение олимпийских игр в Сочи и начать строительные работы на территории Сочинского национального парка. Но строительство капитальных спортивных сооружений и комплексов, а также обслуживающей их инфраструктуры не предусмотрено целями и задачами Сочинского национального парка и в значительной мере противоречит им. Поэтому сейчас подготовлен список из 19-ти законов, в пять из которых необходимо внести изменения, а остальные принять как новые правовые акты. В первую очередь, эти изменения направлены на решение вопросов изъятия земельных участков, на которых будут построены спортивные объекты, из постоянного пользования Сочинского национального парка.

К сожалению, приходится констатировать, что сейчас уже нанесен значительный ущерб экосистемам национального парка в результате преобразований в русле реки Мзымта и ее притоков, а также широкомасштабной рубки леса на горных склонах для устройства горнолыжных спусков, строительства автомобильных и канатных дорог, линий электропередачи, зданий и сооружений. В частности, он нанесен в результате незаконного строительства еще с 2001 года компанией Газпром элитного поселка в долине реки Ачипсе (кордон Лаура Кавказского заповедника) на территории Всемирного Природного Наследия и непосредственно у его границ. В результате незаконного изменения русла реки Ачипсе и перенесения границы Кавказского заповедника с левого на правый берег реки была уменьшена на несколько десятков гектаров заповедная территория. Сделано это было в целях расширения прилегающего к территории Кавказского заповедника земельного участка, на котором построен коттеджный поселок ОАО Газпром. Сейчас по оставшейся части территории кордона Лаура предполагается проложить дорогу общего пользования для выезда на хребет Псехако, где будет размещен лыжный олимпийский комплекс, что противоречит режиму Кавказского заповедника и законодательству Российской Федерации.

Негативное воздействие в дальнейшем на природные комплексы и объекты будет еще более обширным и разрушительным, какие бы предохранительные меры и технологии не применялись. Особенно учитывая тот фактор, что это строительство будет вестись в очень сжатые сроки в чрезвычайно уязвимых горных экосистемах на практически неосвоенных территориях.

***

Основной и непосредственной угрозой для объекта Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ» является размещение олимпийских спортивных объектов непосредственно у его границ – на Грушевом хребте, на хребтах Псехако и Ачишхо. Также здесь будут построены автомобильные дороги, большое количество гостиничных комплексов и других объектов сопутствующей инфраструктуры. Очень критичны для сохранения особо охраняемых природных территорий планы строительства других олимпийских объектов на территории Сочинского национального парка. Прежде всего, это – горнолыжный центр и сноуборд-парк в рамках создания курорта «Роза-Хутор». Все они располагаются на малоосвоенных ранее природных территориях и их строительство приведет к полному разрушению естественных экосистем.

Два из олимпийских объектов уже строятся и огромный экологический ущерб от их строительства очевиден даже неспециалистам. Это – лыжный комплекс на хребте Псехако (компания Газпром) и горнолыжный центр на хребте Аибга (компания Интеррос в лице дочерней компании «Роза-Хутор»).

Происходящее там является примером того, что скоро будет происходить на всей обширной территории олимпийского строительства. Огромные по площади вырубки девственных лесов, полное преобразование естественных ландшафтов, уничтожение местообитаний редких и охраняемых видов растений и животных, нарушения гидрологического режима рек и ручьев, активизация в результате строительства опасных экзогенных процессов (оползни, сели, лавины) – вот неполный перечень того, что уже есть и что еще предстоит увидеть всем нам.

Строительство олимпийских объектов горной зоны сконцентрировано в долине реки Мзымта. Это относительно чистая сегодня горная река, которая является основным источником водоснабжения для города Сочи. Кроме того, эта река является основным нерестовым водоемом такого редкого и находящего под угрозой исчезновения вида, как черноморский лосось (кумжа). Строительство олимпийских объектов и инфраструктуры в долине Мзымты приведет к ее серьезному загрязнению, что может вызвать нарушение системы водоснабжения города и привести к полной утрате рекой ее нерестовой функции. Загрязнение будет происходить не только в результате попадания в реку сточных вод, но и вследствие обширного смыва почв на горных склонах, вырубленных под горнолыжные трассы и дороги.

В пределах морского побережья Большого Сочи единственным природным источником пляжеобразующего материала является твердый сток рек, впадающих в море. Но все возрастающие темпы хозяйственного освоения речных бассейнов, включая бассейн реки Мзымты, вызвали количественные и качественные изменения твердого стока рек.

Сейчас, в связи с интенсификацией предолимпийских строительных работ в г. Сочи и дефицитом инертных строительных материалов, обострилась ситуация с несанкционированной выборкой песчано-гравийной смеси (ПГС) из русел рек Мзымта и Сочи, а также устройством карьеров на территории Сочинского национального парка.

Так, в начале февраля этого года работала экскаваторная техника в русле реки Мзымта в районе строительной площадки планируемого курорта «Роза-Хутор». На протяжении 2007 и начала 2008 гг. проводятся работы по выборке ПГС, углублению и спрямлению русла в нижнем течении реки Мзымта. С начала 2008 года ведутся дноуглубительные работы в русле реки Сочи.

В настоящее время формально территория Кавказского заповедника, являющаяся основной составляющей Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ», планами непосредственно олимпийского строительства практически не затрагивается. Однако существует отчетливая тенденция, направленная на все возрастающее хозяйственное освоение заповедных территорий.

Кроме уже упомянутого кордона «Лаура», другой участок Кавказского заповедника, на который существуют территориальные претензии – это участок в районе кордона «Пслух». Распоряжением Правительства России №81-р под размещение гостиниц и развлекательных комплексов зарезервировано 90% всех отводимых под застройку земель Грушевого хребта. Однако компаниям, инвестирующим строительство рекреационных объектов под олимпийские игры 2014 года, уже не хватает этих земель национального парка для их размещения. Выход они видят только в освоении заповедных земель. Такие же территориальные претензии имеются у компании Газпром на урочище Медвежьи Ворота, с последующим выходом на район перевала Псеашха и ледника Холодный в самом «сердце» Кавказского заповедника. Эти претензии закреплены на уровне Правительства России – им в 2003 году было принято распоряжение № 238-р, согласно которому эти заповедные земли могут быть переданы в аренду для создания горно-климатического курорта. Законность принятия данного распоряжения была опротестована общественными экологическими организациями, их требования были поддержаны Прокуратурой г. Сочи, однако данное распоряжение до сих пор не отменено.

Серьезность угрозы, нависшей над Всемирным Природным Наследием «Западный Кавказ» в районе поселка Красная Поляна, усугубляется тем, что в России по-настоящему не гарантирована неприкосновенность любого объекта Всемирного Наследия. Это подтверждается фактом незаконного строительства на территории Наследия в границах Республики Адыгея, всего в пятидесяти километрах от района размещения олимпийских объектов, элитного горнолыжного центра «Лунная Поляна». С земельных участков, на которых расположен этот центр и планируется подъезд к нему, сейчас официально снят статус территории Кавказского заповедника и отменен режим их особой охраны. С прошлого года к этому комплексу по территории Всемирного Природного Наследия (памятник природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха») незаконно строится подъездная автомобильная дорога. Избранным Президентом Российской Федерации одобрен проект строительства автодороги через территорию Кавказского заповедника, связывающей курорт Минеральные Воды с курортом Сочи.

В связи с требованиями МОК относительно транспортного обеспечения Олимпийских игр, планируется строительство второй автомобильной дороги Веселое-Аибга, а также железной дороги на Красную Поляну по водоохраной зоне реки Мзымта. Эти дороги пройдут по ценным малоосвоенным территориям Сочинского национального парка, в том числе, по его существующим сегодня заповедной и особо охраняемой зонах. Уже известно, что планируется изменение правового статуса этих территорий в целях снятия препятствий для дорожного строительства.

Кроме собственно олимпийских объектов, в районе поселка Красная Поляна уже построено и планируется еще построить большое количество спортивных и прочих объектов. Популярность этого района в связи с предстоящими играми и вниманием действующего Президента России привлекает сюда все новых инвесторов, каждый из которых хочет построить здесь что-нибудь и для себя. Из наиболее крупных объектов такого рода необходимо отметить горнолыжный комплекс «Карусель», строительство которого было начато и продолжалось с колоссальными нарушениями действующего природоохранного законодательства, и горнолыжный комплекс «Юго-западный склон г. Аибга» (»Снежная звезда»). С развитием инфраструктуры застройка территории Сочинского национального парка гостиничными комплексами в скором будущем приобретет гораздо более масштабный характер.

***

Помимо горной зоны размещение олимпийских объектов Сочи-2014 планируется также на побережье – в Имеретинской низменности. Здесь должны быть построены семь основных олимпийских объектов, в том числе, основная олимпийская деревня, олимпийский стадион, ледовый дворец спорта, большая ледовая арена для хоккея с шайбой, малая ледовая арена для хоккея с шайбой, крытый конькобежный центр и ледовая арена для керлинга. Кроме того, здесь планируется построить большое количество вспомогательных объектов инфраструктуры, включая крупную теплоэлектростанцию, грузовую железнодорожную станцию и большое количество частных гостиничных комплексов.

Заявлено, что в целях реализации олимпийского проекта в Имеретинской бухте (для доставки строительных грузов морским путем) будут построены два грузовых порта общей мощностью в 10 млн. тонн грузов в год. Первый комплекс, в устье реки Мзымта, построит компания «Базовый элемент», второй, в устье реки Псоу, – ФГУП «Росморпорт». Общий объем инвестиций составит 6 млрд. рублей. Строительство обоих портов планируется начать в 2008 и закончить в 2009 году.

Как утверждается, проект порта в устье Мзымты разрабатывается с учетом возможности дальнейшей конверсии порта под марину, способную разместить на создаваемой акватории порядка 400-500 мест для средних и больших яхт, включая мега-яхты.

Однако не исключено, что эти порты могут быть достаточно быстро переориентированы на перевалку экспортно-импортного грузового потока. В настоящий момент Россия испытывает дефицит таких мощностей на побережье Черного моря порядка 30%, что вынуждает развивать портовую инфраструктуру Азовского побережья и пускать часть грузопотока через территорию Украины.

В начале 90-х годов прошлого века уже существовали планы строительства порта в устье Псоу, которые не были реализованы как из-за протестов жителей Сочи и экологических организаций, так и из-за их спорности с технической точки зрения. Кроме того, и тогда, и сегодня вызывает удивление, каким образом грузовые порты собираются совмещать с курортным использованием Имеретинской низменности и вообще Сочи?

Не лишним будет вспомнить, что до конца трид­цатых годов прошлого века ширина, например, галечного пляжа у маяка в Сочи достигала более 50 метров. После постройки Сочин­ского морского порта миграция гальки, выно­симой реками Сочи, Шахе и др., была преграждена северным молом порта. Выборка инертных материалов с пляжей и ру­сел рек, проводившаяся в те годы по разре­шениям и без таковых, еще больше усугубила положение. Последствия этого – потеря пляжей южнее порта, многомиллионные затраты на строительство бун и волноломов. Последствия нарушенного сло­жившегося веками равновесия моря и берега продолжаются и будут еще долго сказываться в дальнейшем.

Кроме того, еще в 90-е годы прошлого века специалисты высказывали мнение, что строительство порта в Имеретинской низменности преградит миграцию гальки на юг, то есть на пляжи Абхазии. По заказу Министерства экологии Абхазии тогда же была проведена предварительная экологическая экспертиза возможных последствий, если порт все же будет построен. В ней отмечалось, что в случае реализации проекта абхазские пляжи от устья реки Псоу до Гагры нельзя будет использовать в рекреационных целях.

Планы по строительству в Имеретинской низменности олимпийских объектов породили совершенно абсурдную идею переселения из нее местных жителей. Для проведения здесь зимних олимпийских игр это совершенно не нужно, местные жители проведению игр не мешают. Они мешают исключительно интересам частных инвесторов по строительству здесь рекреационных объектов и гостиниц, не имеющих никакого отношения к олимпийским играм. Это вызвало обеспокоенность и совершенно справедливое возмущение местных жителей, которое мы в полной мере разделяем с ними.

***

Тем не менее, понимая важность проведения олимпийских игр в России, мы готовы обсуждать схему и условия размещения олимпийских объектов в границах Сочинского национального парка в целях наиболее оптимального их расположения с точки зрения экологической безопасности. Мы также требуем непосредственного участия в мониторинге мероприятий, связанных с подготовкой к зимним олимпийским играм 2014 года, включая общественное экологическое сопровождение всех проектов (ОВОС, экспертизы, контроль).

Такое решение является очень серьезным компромиссом между интересами государства и общества, т.е. между потребностями строительства олимпийских объектов и задачами сохранения природы, обеспечения качества жизни людей. Главная цель этого компромисса – выработать оптимальные варианты минимизации вреда от хозяйственного освоения нетронутых и малоосвоенных природных территорий. Но даже этот вред, в соответствии с законом, в обязательном порядке должен быть подсчитан и компенсирован.

Лучшей компенсацией, которую могут обеспечить федеральная власть и органы власти Краснодарского края, будет, по нашему мнению, не возмещение вреда в виде каких-то одноразовых денежных выплат, являющихся, по сути, перекладыванием бюджетных средств из одного кармана в другой без пользы для природы, а действия, направленные на реальное расширение территорий Кавказского заповедника и Сочинского национального парка, обеспечение необходимого для их нормального функционирования регулярного бюджетного финансирования.

В качестве мер по минимизации и компенсации вреда мы предлагаем следующее:

1. Восстановить законодательно экологическую экспертизу проектов любой хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, включая документацию на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения.

2. Осуществлять законотворческую и хозяйственную деятельность в строгом соответствии с принципами охраны окружающей среды, изложенными в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

3. Для сохранения уникальных природных комплексов в верховьях рек Мзымта и Псоу жестко ограничить любое хозяйственное освоение территорий к востоку от условной оси, проходящей с севера на юг через устье реки Пслух и к югу от гребня хребта Аибга, включая непосредственно гребневую часть этого хребта (в том числе 9-й квартал Аибгинского лесничества и территорию памятника природы «Цирк под Третьим пиком горы Аибга», где в настоящее время планируется строительство третьей очереди горнолыжного комплекса «Роза-Хутор»). Указанным территориям необходимо придать статус заповедной зоны Сочинского национального парка, а развитие горнолыжного курорта осуществлять исключительно на уже освоенных территориях.

4. В целях обеспечения экологической безопасности территории Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ» ввести заповедный режим на всех участках охранной зоны Кавказского заповедника в границах Сочинского национального парка, не затронутых в настоящий момент хозяйственной деятельностью. На участках, где запланировано размещение олимпийских объектов, исключить любое иное строительство, не связанное напрямую с проведением зимних олимпийских игр 2014 года. При наличии согласованных альтернативных вариантов вообще не допускать размещения в охранной зоне Кавказского заповедника любой новой застройки.

5. В целях общественного контроля хода строительных работ на олимпийских объектах и иного освоения территории Сочинского национального парка и Имеретинской низменности необходимо осуществить:

· мониторинг динамики рубок леса и уничтожения иной растительности, в первую очередь, высокогорной, при строительстве горнолыжных комплексов и прочих объектов олимпийской инфраструктуры (с помощью натурных полевых исследований и анализа космических снимков);

· полную инвентаризацию редких и исчезающих видов растений и животных в зонах застройки (с помощью натурных полевых исследований);

· исследование территориального размещения объектов животного мира в границах застройки, выявление и уточнение миграционных коридоров (с помощью натурных полевых исследований, опросов специалистов);

· изучение динамики экзогенных процессов в зонах застройки, прогноз их развития в опасном для человека и природы направлении (с помощью натурных полевых исследований, математического и компьютерного моделирования);

· мониторинг динамики загрязнения окружающей среды (атмосферный воздух, водные и почвенные ресурсы);

· правовой анализ изменений в законодательстве Российской Федерации с 2006 года и оценка их влияния на ослабление режима Сочинского национального парка;

· мониторинг социальных последствий застройки долины реки Мзымты и Имеретинской низменности (анкетирование, анализ текущей ситуации);

· анализ эффективности природоохранных мероприятий, заложенных в ФЦП «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)» и другие правительственные документы;

· мониторинг качества строительства и прогнозирование техногенных катастроф.

6. Включить в состав Кавказского заповедника территорию Сочинского общереспубликанского природного заказника в верхнем течении реки Мзымта (выше места впадения в нее реки Пслух).

7. Создать в границах Имеретинской низменности значительный по площади комплексный заказник федерального значения. В состав заказника необходимо включить все незастроенные земли низменности к востоку от Олимпийского парка, включая сельскохозяйственные угодья, месторождение лечебных грязей и участки водно-болотных угодий в районе устья реки Псоу. При этом, участку между дорогой Веселое-Нижне-Имеретинская бухта и дорогой Веселое-пансионат «Крылья Балтики» необходимо придать статус, исключающий в его пределах любую хозяйственную деятельность, а земли между Олимпийским парком и дорогой Веселое-Нижне-Имеретинская бухта оставить в сельскохозяйственном пользовании.

8. Отказаться от строительства стационарных грузовых портов в Имеретинской низменности. Вместо этого на период подготовки к олимпийским играм целесообразно строительство и эксплуатация временного грузового порта на основе плавучих причалов, что, во-первых, будет дешевле строительства стационарных портовых сооружений на участках с большими глубинами, во-вторых, менее отрицательно скажется на процессы миграции гальки вдоль побережья, в-третьих, позволит сохранить береговую линию для рекреационных целей.

9. Отказаться от планов строительства любых дорог через Главный Кавказский хребет по территории Кавказского заповедника, Сочинского национального парка и Сочинского общереспубликанского заказника. Оптимизировать транспортную сеть юга России за счет реконструкции существующих автомобильных и железных дорог.

Мы также надеемся, что такие международные институты как Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP), Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO), Программа развития Организации Объединенных Наций (UNDP), Организация безопасности и сотрудничества в Европе (OSCE), Международный союз охраны природы (IUCN), выступят гарантами обеспечения мер по защите особо уязвимых горных и прибрежных экосистем, обеспечат условия для полноценного участия в этом процессе местных сообществ и всех заинтересованных некоммерческих организаций.

Сопредседатель Совета МСоЭС

Валерий Бриних

southru.info