Энергоаудит вывели из тени

Российский рынок энергоаудита сдвинулся с мертвой точки. После шести месяцев напряженного ожидания наконец утверждены основные документы, делающие возможным проведение энергетических обследований по новым правилам. Но и нерешенных вопросов остается немало.

 

Прежде всего, как подчеркнули участники конференции «Обязательное энергосбережение: обязанности и ответственность» (Санкт-Петербург, 17 мая 2010 года, организатор – центр бизнес-обучения «Делум»), необходимо разобраться с источниками финансирования энерго-сберегающих программ, оценить объем работ, которые предстоит провести аудиторам, и количество специалистов, которые потребуются для этой цели.

В ожидании паспорта

 

Среди принятых документов – основные требования к энергетическому паспорту, выложенные на сайте Минэнерго. Впрочем, как отметил Виталий Млынчик, председатель комиссии по строительству и энергетике общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», утверждение типового документа – лишь начало дальнейшей работы над совершенствованием энергетических паспортов, которой займутся саморегулируемые организации (СРО), поскольку предусмотреть все ситуации, встречающиеся на практике, просто невозможно. 

Со дня на день ожидается утверждение реестра СРО в области энергоаудита, который ведет тоже Минэнерго. Это долгожданная новость для аудиторов, ведь уже полгода их бизнес находится вне правового поля. Старая система допуска к работам перестала действовать 1 января 2010 года, новая еще не вступила в силу, хотя, как поясняют участники конференции, аудиторы все равно умудряются работать, оставаясь при этом в рамках закона. 

Если обсуждение перечня СРО, утвержденных Минэнерго, еще впереди, то список образовательных учреждений, имеющих право проводить подготовку и повышение квалификации аудиторов, уже утвержден тем же министерством. Сегодня в его составе – 26 образовательных центров России.

Кто заплатит за экономию

 

Еще одно важнейшее законодательное новшество, имеющее прямое отношение к энерго-сбережению, – вступление в силу дополнений и изменений, внесенных в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Эти поправки, вступившие в силу 27 мая 2010 года, определяют, в частности, размер штрафов за несоблюдение требований энергетической эффективности. Максимальный размер штрафа – до 600 тысяч рублей – грозит юридическим лицам за несоблюдение обязательных требований энергетической эффективности при строительстве, реконструкции и капремонте зданий и сооружений, а также за отсутствие в этих зданиях приборов учета. 

С мерами, которые будут применяться к нарушителям закона, все ясно, сложнее со стимулами положительного характера, которые должны побуждать к повышению энергоэффективности, а также с источниками финансирования энергосберегающих мероприятий. Осложняют ситуацию и особенности работы с населением. 

Как известно, основным потребителем тепловых ресурсов является жилой фонд. При этом любые решения, касающиеся общего имущества многоквартирного дома, в том числе и энергосберегающих мер, должны приниматься на общем собрании собственников квартир при условии положительного решения самое меньшее двух третей собственников. А поскольку энергосберегающие новшества, скорее всего, придется оплачивать из собственного кармана, очень велика вероятность, что большинство участников собрания будут голосовать «против». Но даже если решение собственников окажется положительным, при решении о привлечении заемных средств ТСЖ будет сложно предоставить гарантию, которую примет во внимание банк.

Подводные камни для регионов

 

Сложности с финансированием энергосберегающих мер, весьма вероятно, возникнут и у местных властей, и у действующих в регионах ресурсоснабжающих организаций, так как предельный размер тарифов на услуги ЖКХ контролируется на государственном уровне. 

Участники конференции предлагали различные решения этой проблемы, включая введение регионального налога на энергосбережение в виде инвестиционной надбавки к тарифам ресурсоснабжающих организаций. 

По словам председателя совета директоров ОАО «ЛОЭСК» (Ленинградская областная электросетевая компания) Льва Хабачёва, такая схема уже принята в ряде регионов России, например в Саратовской области. Правда, при этом нужно учитывать, что решения такого рода не приносят быстрой отдачи, не говоря уже о том, что размер поступлений, которые дает налог на энергосбережение, может оказаться сравнительно небольшим. 

 

Так что прежде чем принимать решения о расходовании средств, необходимо просчитать важнейшие направления, недофинансирование которых может оказаться критичным для системы энергообеспечения и ЖКХ. К числу таких приоритетов можно отнести, к примеру, реконструкцию тепло- и водоснабжающих сетей.

 

Ольга МАРИНИЧЕВА

http://www.eprussia.ru/