Мысли японских воинов и китайских мудрецов

 

Мысли японских воинов и китайских мудрецов  
Когда кончается день, 
я ложусь спать под деревом. 
На моем нелегком пути, 
лежа под широкими ветвями, 
цветок – мой единственный друг. 
Тайра-но Таданори 
Если человек хорошо владеет искусствами, можно измерить глубину его сердца и догадаться о настроениях его клана. В какой бы знатной семье ни родился человек и как бы он ни был красив собою, когда люди собирают рукописи для чтения стихов, размышляют над поэтическими рифмами или настраивают инструменты, как горько должно быть находиться среди них, составляющих рэнга, и извиняться за свою неспособность или сидеть, подперев рукой подбородок, когда все остальные играют музыку. 
Самурай должен умиротворять свое сердце и смотреть вглубь других. Вот высшее из всех боевых искусств. 
Несомненно, что даже самые обычные люди много раз брали в руки и читали Гэндзи моногатари и Макура соси Сэй Сёнагон. Ни одна книга не сравнится с этими в обучении поведению и выявлении человеческой души. Читая их, легко можно узнать человека с сердцем. 
Сиба Ёсимаса (1350-1410) 
Совершенно естественно, что Путь Воина заключается в изучении боевых искусств, но самое важное – использовать их в жизни. В конфуцианских канонах и в военных трактатах говорится, что тот, кто пренебрегает занятиями литературой, не сможет управлять. 
Как Будда проповедовал самые разные законы, чтобы спасти всех живых существ, точно так же следует и каждому отдавать все свои силы Пути Воина и Ученого и никогда не отступать от него. 
Имагава Рёсюн (1325-1420) 
Совершенный человек должен владеть и боевыми, и мирными искусствами. 
Следует усердно заниматься изучением литературы и практикой боевых искусств, включая стрельбу из лука и управление лошадьми. 
«Слева – литература, справа – меч», – таково было правило древности. И то, и другое следует постигать одновременно. 
Букэ сёхатто, Правила для военных домов 
Правительство Бакуфу 
Человек расширяет Путь, а не Путь – человека. 
Благородный муж следует трем Путям: в гуманности он не знает опасения, в мудрости он не знает сомнений, в мужестве он не знает страха. 
Учитель сказал: «Простая пища, чтобы есть; вода, чтобы пить, и согнутая рука вместо подушки – во всем этом определенно можно найти радость». 
Я слышал, что когда человек посвящает себя Учению, он не забывает и о военных приготовлениях; а когда он занят военными делами, он не забывает об Учении. 
Благородный муж ищет вещи в себе; низкий человек ищет вещи в других. 
Благородный муж не имеет страха и тревог. Когда он всматривается в себя и не находит ничего досадного, какие у него могут быть тревоги, какой может быть страх? 
Только имея цель можно обрести опору. Только имея опору можно обрести мир. Только получив мир можно чувствовать себя в безопасности. Только в безопасности можно действовать осторожно. Только действуя осторожно можно получить желаемое. 
Тот, кто желает управлять Поднебесной, прежде должен сперва установить порядок в своей семье. Чтобы установить порядок в своей семье, следует сперва заняться самосовершенствованием. 
Если в семье присутствует гуманность, во всей Поднебесной тоже будет гуманность. Если в семье присутствует вежливость, во всей Поднебесной будет царить вежливость. Но если человек жаден и порочен, вся Поднебесная будет ввергнута в смуту. 
Искренность – это Путь Неба; делать искренним свои мысли – это Путь человека. Искренность без усилия выбирает правильное и обретает(понимание) без раздумий. 
Конфуций 
Поэтому военное правило гласит: следует полагаться не на то, что враг не пришел, а на то, что ты ждешь его; следует полагаться не на то, что враг не атакует, а на то, что ты неуязвим. 
Сунь-цзы 
Даже когда в Поднебесной мир, благородный муж держит меч рядом с собой. 
У-цзы 
Учение, это не только чтение книг, но и постижение того, что мы можем использовать в своей жизни. 
Такэда Сингэн 
Путь Воина – это путь совершенного человека и путь к полному раскрытию себя.

Мысли японских воинов и китайских мудрецов  

 

 

Когда кончается день, 

я ложусь спать под деревом. 

На моем нелегком пути, 

лежа под широкими ветвями, 

цветок – мой единственный друг. 

 

Тайра-но Таданори 

 

 

 

Если человек хорошо владеет искусствами, можно измерить глубину его сердца и догадаться о настроениях его клана. В какой бы знатной семье ни родился человек и как бы он ни был красив собою, когда люди собирают рукописи для чтения стихов, размышляют над поэтическими рифмами или настраивают инструменты, как горько должно быть находиться среди них, составляющих рэнга, и извиняться за свою неспособность или сидеть, подперев рукой подбородок, когда все остальные играют музыку. 

 

Самурай должен умиротворять свое сердце и смотреть вглубь других. Вот высшее из всех боевых искусств. 

Несомненно, что даже самые обычные люди много раз брали в руки и читали Гэндзи моногатари и Макура соси Сэй Сёнагон. Ни одна книга не сравнится с этими в обучении поведению и выявлении человеческой души. Читая их, легко можно узнать человека с сердцем. 

 

Сиба Ёсимаса (1350-1410) 

 

Совершенно естественно, что Путь Воина заключается в изучении боевых искусств, но самое важное – использовать их в жизни. В конфуцианских канонах и в военных трактатах говорится, что тот, кто пренебрегает занятиями литературой, не сможет управлять. 

Как Будда проповедовал самые разные законы, чтобы спасти всех живых существ, точно так же следует и каждому отдавать все свои силы Пути Воина и Ученого и никогда не отступать от него. 

 

Имагава Рёсюн (1325-1420) 

 

Совершенный человек должен владеть и боевыми, и мирными искусствами. 

 

 

 

 

Следует усердно заниматься изучением литературы и практикой боевых искусств, включая стрельбу из лука и управление лошадьми. 

«Слева – литература, справа – меч», – таково было правило древности. И то, и другое следует постигать одновременно. 

 

Букэ сёхатто, Правила для военных домов 

Правительство Бакуфу 

 

Человек расширяет Путь, а не Путь – человека. 

 

Благородный муж следует трем Путям: в гуманности он не знает опасения, в мудрости он не знает сомнений, в мужестве он не знает страха. 

 

Учитель сказал: «Простая пища, чтобы есть; вода, чтобы пить, и согнутая рука вместо подушки – во всем этом определенно можно найти радость». 

 

Я слышал, что когда человек посвящает себя Учению, он не забывает и о военных приготовлениях; а когда он занят военными делами, он не забывает об Учении. 

 

Благородный муж ищет вещи в себе; низкий человек ищет вещи в других. 

Благородный муж не имеет страха и тревог. Когда он всматривается в себя и не находит ничего досадного, какие у него могут быть тревоги, какой может быть страх? 

 

Только имея цель можно обрести опору. Только имея опору можно обрести мир. Только получив мир можно чувствовать себя в безопасности. Только в безопасности можно действовать осторожно. Только действуя осторожно можно получить желаемое. 

 

Тот, кто желает управлять Поднебесной, прежде должен сперва установить порядок в своей семье. Чтобы установить порядок в своей семье, следует сперва заняться самосовершенствованием. 

 

Если в семье присутствует гуманность, во всей Поднебесной тоже будет гуманность. Если в семье присутствует вежливость, во всей Поднебесной будет царить вежливость. Но если человек жаден и порочен, вся Поднебесная будет ввергнута в смуту. 

 

Искренность – это Путь Неба; делать искренним свои мысли – это Путь человека. Искренность без усилия выбирает правильное и обретает(понимание) без раздумий. 

 

Конфуций 

 

Поэтому военное правило гласит: следует полагаться не на то, что враг не пришел, а на то, что ты ждешь его; следует полагаться не на то, что враг не атакует, а на то, что ты неуязвим. 

 

Сунь-цзы 

 

Даже когда в Поднебесной мир, благородный муж держит меч рядом с собой. 

 

У-цзы 

 

Учение, это не только чтение книг, но и постижение того, что мы можем использовать в своей жизни. 

 

Такэда Сингэн 

 

Путь Воина – это путь совершенного человека и путь к полному раскрытию себя.

bushido4561.narod.ru